Коммунальное государственное казённое предприятие
«Детская художественная школа»
ГУ «Отдел образования города Риддера»
Д О К Л А Д
к методическому совету
на тему «Эмоциональный настрой и его приёмы в развитии художественно-творческих способностей детей ДХШ»
Выполнила: педагог дополнительного образования
Мартынова Анастасия Викторовна
г. Риддер
Март, 2020 г.
«Улыбка, восхищение, изумление перед красотой
представлялись мне как бы тропинкой,
которая должна привести к детским сердцам».
В.А. Сухомлинский
Хорошее слово - половина выполненного дела
Казахская пословица
Эмоции в жизни человека играют большую роль. Стоит ли говорить, что мотивация к учебной деятельности у ребенка напрямую зависит от его эмоционального состояния, психологического комфорта в школе?
Для продуктивной деятельности учащихся необходимо, чтобы они были положительно настроены. Необходимо создать такие условия, чтобы образовательный процесс для детей проходил на фоне их позитивного настроения, дарил детям ощущение радости.
Высшие отделы мозга приходят в активное состояние, когда человек находится в положительном эмоциональном состоянии. Благодаря этому у учащихся повышается работоспособность, улучшается память и укрепляется психическое здоровье. Если эмоциональный настрой ребенка будет отрицательным, то и его активность пойдет на спад.
Создание положительного эмоционального фона на уроках, занятиях, позитивного настроя к учебной деятельности, благоприятной атмосферы в школе зависит от многих условий. Ребенок получает положительный или отрицательный психологический настрой, начиная со школьного порога. Отношение ребят к учителю – это самый важный фактор психологического комфорта детей в школьной жизни. Отношение учителя к своей работе, владение культурой речи с учащимися, с их родителями, коллегами, умение радоваться успехам своих учеников, корректное выражение своих эмоций – эти и многие другие моменты оказывают влияние на психику учащихся и формирует отношение детей к школе и жизни в ней
Существует множество причин для создания положительного эмоционального фона, которые зависят от самого педагога, его личности и поведения. Учителю нужно входить в класс с хорошим бодрым настроем; доброжелательно обращаться к детям; искренне интересоваться жизнью, проблемами учащихся; помогать им советами; проявлять к детям участие, сопереживание; шутить; посещать совместно с учащимися различные не школьные мероприятия; агитировать детей своим примером на активную жизненную позицию и прочее. Все эти советы помогают сблизиться, сплотиться, что влияет на доверие детей, их желание идти в школу, встретиться с учителем.
Также преподаватель должен грамотно владеть разными видами воздействия на чувства – ободрением, одобрением, укором. Ободряя, педагог укрепляет в сознании учащихся уверенность в своих действиях, силах. Для этого достаточно сказать на уроке несложные фразы: «Смелей!», «Активней!», «Веселей!». Одобряя, педагог обращается напрямую к личности ребенка, его чувствам, эмоциям. Для детей необходима положительная оценка их действий, подтверждение правильности их поведения, работы. Педагогу помогут фразы: «Замечательно!», «Молодец!», «Продолжай в том же духе!», «Как здорово у тебя это получается!» и прочие. С помощью укора же, наоборот, ребенок осознает неверный выбор поведения. Если учитель грамотно использует этот вид воздействия, то учащийся непременно исправит линию поведения, будет стараться стать лучше.
Существует множество педагогических и психологических приемов создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках.
Что можно сделать с точки зрения психологии:
· Ситуация успеха. Любой ребенок хочет, чтобы у него получалось то, что он делает. Не всегда слабый ученик может справиться со всеми задачами, которые перед ним ставит учитель. Для этого необходимо с помощью дифференцированных заданий помочь ученику выбрать верную, успешную для него траекторию.
· Авансирование. Учителю необходимо показать ребенку, что он верит в его силу, достижения, способности. Учитель оглашает достоинства ребенка, которые он может проявить в будущем.
· Вытеснение. Педагог переключает внимание ребенка для отвлечения от неприятного состояния к положительным моментам.
· Концентрация на положительный настрой. Под руководством учителя учащиеся сосредотачиваются на положительных, позитивных моментах школьной жизни. При этом у них формируется саморегуляция, самоконтроль.
· Подкрепление положительного настроя. Педагог целенаправленно использует приемы для удовлетворения учащихся выполненной работой. Приемы для этого воздействия: положительная оценка, возложение новых обязанностей, поощрение, предоставление новых прав и пр. Учитель может использовать мимическое подкрепление (взгляд, добрая улыбка), пластическое подкрепление (восторженный взмах руки, дружеские жесты), вербальное подкрепление (комплименты, приятные слова, похвала), предметное подкрепление (вручение грамоты, медали за преодоление трудностей), действенное подкрепление (помощь);
· Релаксация. Благодаря этому психологическому приему учащиеся могут расслабиться и снизить тонус мышц, вследствие тяжелой умственной деятельности. Упражнения для релаксации помогут не только отдохнуть и снять напряжение, но и вызовут приятные эмоции, что улучшит понимание дальнейшего материала на уроке;
· Шутка. Улыбка продлевает жизнь. Смех всегда снимает напряжение, подчеркивает доброжелательность в отношениях, приносит радость. Вовремя сказанная шутка активизирует детей, поможет им отвлечься, расслабит, вызовет эмпатию.
Необходимо помнить, что дети постоянно нуждаются в ласке, заботе, любви. Таких выражений чувств не может быть много для ребенка. Детская психика нуждается во внимании, нежности, хорошем отношении, похвале, признании достоинств.
Проводя урок, необходимо учитывать психологические аспекты:
· соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (слова, вызывающие позитивные эмоции о проделанной работе, нацеливание, поощряющее интерес к выполняемым заданиям, волевые усилия к преодолению сложностей и т. д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (нотации, напоминание об отметке, замечания);
· психологическая атмосфера на занятиях (поддержание фона позитивного, доверительного общения, доброжелательность, деловой контакт);
· положительная эмоциональность в изложении материала (половину информации может донести только интонация).
Готовясь к уроку, педагог продумывает интересные задания, подбирает тексты, загадки, картинки, пишет краткосрочный план, но чтобы все это реализовать и получить желаемый результат надо не только самому настроиться на урок, но и настроить своих учеников. Учитель знает: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задается темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.
Позитивный настрой в начале урока — весьма успешно применяемый методический прием. Он направлен на преодоление состояния эмоционального возбуждения, гиперактивности ученика. Во время применения этой методики сосредоточение остается только на самом себе.
По словам алматинского психолога Виктории Ван, такие упражнения ведут к уравновешенности, самоконтролю, улучшению памяти, умению концентрироваться. После них на уроке налаживается дисциплина, и легче усваивается информация.
Опыт использования приемов позитивного настроя в начале урока в ряде Алматинских школ показал, что существенно улучшаются следующие показатели: дисциплина, самоконтроль, здоровье (действительно, если мы концентрируемся с учащимися на позитивном, на хороших мыслях, то все это, конечно же, благотворно сказывается на физическом здоровье), память, способность концентрироваться, проявление любви по отношению к другим, внутренний покой.
В целях приведения учащихся в спокойное положение рекомендуется использование тихой, спокойной музыки. Очень важно и то, в каком состоянии находится и сам учитель. Важно, чтобы в нем была та тишина, к которой он должен привести детей. Чтобы он сам находился в состоянии глубокого внутреннего покоя и равновесия. Спокойный голос и движения учителя будут способствовать положительному эффекту в подготовке учеников к позитивному настрою на урок.
Время, отведенное на позитивный настрой — от 2-х до 5-ти минут.
Далее предлагаю провести упражнения на позитивный настрой, которые рекомендуется использовать в начале урока. Опыт показал, что они являются совершенно безопасными и помогают сосредоточить внимание учащихся на внутреннем покое и истинной гармонии с самим собой и окружающим миром.
Концентрация на Свет Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. Далее свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
«Порхание бабочки» Представьте себе прекрасный летний день. Вы находитесь на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
«Путешествие на облаке» Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.
Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.)
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Откройте глаза… Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Для достижения гармонии и душевного покоя необходимо очищать и успокаивать ум. Многие из великих ученых, музыкантов, поэтов и художников достигли вдохновения, погруженные в состояние покоя.
Педагогические советы для создания позитивной атмосферы в школе:
· Включать задания, которые повышают эмоциональный настрой на учебную деятельность (если вы правильно выполнили все задание, то погладьте себя по голове, если допустили ошибку, то потрите ладони, для более активной работы; сделайте комплимент соседу по парте; пожелайте всем, кто находится вокруг Вас хорошего дня; улыбнитесь друг другу и пр.);
· Проводить энергичный орг. момент занятия. Начало занятия задает настроение и психологический настрой на весь урок. Детям необходимо понять с самого начала урока, что им учитель рад, их ждали, с ними хотят работать. Правильно составленный орг. момент формирует у ребят благоприятную рабочую атмосферу. В этом учителям окажет помощь утренняя зарядка, точечные массажи лица, метод «Ассоциации», педагогические приемы: противоречие информации, эффекты неожиданности, удивления.
· Рационально применять смену деятельности учащихся. Выполнение монотонной, однообразной работы навевает на детей скуку, негативно сказывается на настроении учащихся и снижает их работоспособность.
· Использовать упражнения для рефлексии. Они помогут не только в построении индивидуальной траектории обучения каждого ребенка, но и благополучно повлияют на эмоциональный настрой при оценивании собственной работы, придадут уверенности в своих силах.
· Оптимизировать на занятиях взаимодействие взрослого и ребенка. Такая оптимизация увеличит позитивные эмоции, ослабит не только физическое, но и психоэмоциональное состояние школьников, улучшит умственную и физическую деятельность в школьном режиме учащегося;
· Использовать приемы для переключения внимания. Эти приемы необходимо планировать целенаправленно, они помогают формировать эмоциональную регуляцию. Переключить внимание учащихся помогут задания на быстрое реагирование, игровые ситуации, задания со сменой деятельности, звуковые или жестовые сигналы, музыка, включение в работу предметов, наглядных пособий, физкультминутки, крылатые фразы, мудрые мысли, кричалки, юмористические или поучительные картинки и пр.
Примеры использования приемов эмоционального настроя на уроках в ДХШ:
Класс: 2
Дисциплина: «Станковая композиция»
Тема урока: Колорит и настроение в пейзаже. (Тема полугодия «Сельский пейзаж»)
Ход урока:
1.Организационный момент (5 мин.)
Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед началом работы прошу проверить готовность: листы формата А4, краски, кисти, палитра, вода, тряпочка.
(Эмоциональный настрой - метод эмоционального погружения).
П: Для введения в художественно-образный настрой нашего урока предлагаю прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка». Эпиграфом к этой пьесе композитором было выбрано стихотворение поэта Аполлона Майкова (После прослушивания и обсуждения следует сообщение темы).
П: Какое настроение и чувства вызывает у вас это произведение? (Ответы учащихся). Так музыкант, художник и поэт могут передать в своём произведении эмоции и настроение. Сегодня мы продолжаем изучение жанра пейзаж и тема нашего урока: колорит и настроение в пейзаже. (Слайд 1) «Тема урока: Колорит и настроение в пейзаже».
2.
Ход урока
I. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята.
Эмоциональный настрой.
- На ваших столах лежат кружочки разного цвета. Выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока.
Красный круг - отличное настроение.
Синий круг – хорошее.
Желтый – немного грустное.
Я рада, что у вас отличное настроение. Давайте улыбки подарим гостям. К уроку готовы: тогда за работу. Удачи желаю я вам.
Таким образом, благодаря созданию благоприятного эмоционального фона и психологического комфорта учащихся в школе, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления детей, с другой – у ребят появляется огромное желание учиться, идти в школу.
Только в заботливых руках неравнодушного педагога имеется возможность создать в школе такой эмоциональный фон, настрой, в котором дети будут чувствовать себя «как дома», а может и даже лучше.
Один из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний - создание эмоционального настроя. Главное звено в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что «без человеческих эмоций никогда не было, нет и быть не может человеческого познания истины».
Список использованной литературы
Горький А.М. Собрание сочинений – М.: Художественная литература, 1963, с.241
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: художественная литература, 1977, с.215
Чернышевский Н.Г. Что делать? – М.: Художественная литература, 1978, с.386
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982, с.157-177
Перегудов А.В. В те далекие годы. – М.: Московский рабочий, 1971, с.21
Садовский В.Л. Алмазная грань. – М.: Советский писатель, 1969, с.45
Романцев Е.Ф. Рожденная атомом. – М.: Детская литература, 1976, с.10-16
Толстой Л.Н. Анна Каренина. – Л.: художественная литература, 1979, с.209
Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. – М.: Детская литература, 1984, с.82
Гете И.В. Фауст. – М.: Художественная литература, 1986
Гагарин С.С. Три лица Януса. – Роман-газета № 4, 1984
Гоникман Э.И. Ваш талисман. – Минск, 1992
Васин М.Д. Два шага до чуда. – Л.: Детская литература, 1976, с.18
Куприн А.И. Река жизни. – Л.: Лениздат, 1986, с.50
Толстой А.Н. Избранное. – М.: Правда, 1989, с.263
А.Конан Дойл Рассказы. – М.: Художественная литература, 1982,с.314-315
Горький А.М. Собрание сочинений – М.: Художественная литература, 1963, с.241
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: художественная литература, 1977, с.215
Чернышевский Н.Г. Что делать? – М.: Художественная литература, 1978, с.386
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982, с.157-177
Кощеева А.Э. СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(15). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 6-9.