СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д О К Л А Д на метод.секцию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Пути формирования коллектива учебноу группы"

Просмотр содержимого документа
«Д О К Л А Д на метод.секцию»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4




Д О К Л А Д


На тему: «Пути формирования коллектива учебной

группы».



Автор: мастер производственного обучения

ПЛ № 4 Бычкова Е.А.





Рекомендовано к использованию на заседаниях цикловых методических комиссий в рамках обмена опытом











г.Владикавказ, 2018г.

Пути формирования коллектива учебной группы

Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.

Основой общелицейного коллектива обучающихся является учебная группа. Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру производственного обучения в решении воспитательных задач, в то же время является для обучающихся большой школой формирования навыков коллективного труда.

Учебные задания профобразования комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти студенты приходят в лицей из разных школ, районов, и республик. Чтобы ученические коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и, прежде всего, мастерам производственного обучения приходится проводить большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей студентов. Многие мастера изучают индивидуальные особенности своих будущих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях». Первым источником сведений об обучающихся служит его небольшое дело – анкета и медицинская справка. Изучая личные дела, мастер производственного обучения имеет возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа студентов наиболее способных и активных. При изучении личных дел социальный педагог получает сведения о семьях обучающихся, составляет социальные паспорта групп, использует полученные данные для оказания материальной помощи студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентам из малообеспеченных и многодетных семей.

Важное событие для мастера, преподавателей – первая беседа с группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение обучающихся, желание его учиться во многом зависит от первого впечатления о лицее, профессии, мастере, преподавателях. В этот день следует рассказать обучающихся об истории лицея, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.

Первые уроки с обучающимися старших курсов также следует начинать с таких же направляющих и предупреждающих бесед, групповых и родительских собраний.

При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных есть такие вопросы, как средний заработок членов семьи, любимое занятие, служебный телефон родителей, домашний телефон. На родительских собраниях мастер и классный руководитель узнают от родителей об особенностях их детей.

Как правило, перед началом учебного года в мастерских лицея и учебных кабинетах проводится большая работа по наведению общего порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует привлекать, прежде всего, студентов нового набора.

Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об обучающемся больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает обучающимся проявить свои таланты. В походе проверяется их физическая закалка, спортивные и художественные способности.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеклассная работа. В неофициальной обстановке обучающийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь внеклассной работой, мастер, несомненно, привлекает ребят к себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся к будущей профессии.

Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый студент группы имеет поручение. Мастер должен убедить студентов в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса.

Общественное поручение можно подбирать студенту в зависимости от его характера и организаторских способностей. Только после согласия студента можно предложить группе закрепить за ним поручение.

Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами студенты могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не должен решаться без участия актива. Актив с участием мастера решает, кому участвовать в конкурсах. Это поднимает авторитет активистов и ставит мастера в выгодные условия в отношениях со студентами.

Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего лицея и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать сильной, ловкой, смелой и волевой.

Важным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива является самоуправление. Оно может принимать различные формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления. В группе с подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать свои качества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.

В становлении коллектива важную роль играют героические традиции рабочего класса. Конечная цель традиций – ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Традиция решает эту задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения рабочего класса, поведения в различных средах общественной и личной жизни.



Роль мастера производственного обучения, преподавателей в процессе формирования ученического коллектива



В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально образование, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ и лицеев – главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина, привить высокие морально-этические качества.

Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.

В СПО мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист (инженерно-педагогический работник) и руководитель первичного звена – ученической группы. Действуя, как специалист высокой квалификации, знающий свое дело мастер обучает тому, что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения.

Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.

Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.

К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».

В общении с обучающимися мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.

За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели и мастера производственного обучения. Их основные обязанности следующие:

- вооружить обучающихся прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками;

- проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости обучающихся, организовывать и контролировать их самостоятельную работу в лицее и дома;

- осуществлять идейно-политическое воспитание обучающихся во время занятий и во внеурочное время;

- оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;

- организация помощи общественным организациям студентов;

- забота о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе обучающихся;

- отчетность о результатах учебно-воспитательной работы.

Решающую роль в воспитании у обучающихся студентов любви к профессии принадлежит мастеру производственного обучения. Именно он должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы студенты увлеклись ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Достичь этого возможно только в правильно организованном коллективе.