СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дайте мне точку опоры

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дайте мне точку опоры»

Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю Работу выполнила: ученица 7б класса Удачина Дарья.

Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю

Работу выполнила: ученица 7б класса Удачина Дарья.

Каждый школьник знает, кому принадлежат эти знаменитые слова

Каждый школьник знает, кому принадлежат эти знаменитые слова "Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю", но далеко не каждому известно, с каким выдающимся изобретением они связаны. Укоренилось мнение, что это изречение относится к закону рычага. Однако достоверность такого вывода сомнительна. Правило рычага было сформулировано еще до Архимеда. Его описание встречается в сочинении «Механические проблемы», авторство которого приписывается философу Стратону из Лампсака, умершему, когда Архимеду было всего 8 лет.

  • Что же тогда могло послужить великому ученому и инженеру древности поводом для восторга, вылившегося в крылатую, ставшую афоризмом, фразу? Первое напоминание о ней находят у Плутарха — знаменитого древнегреческого писателя, историка и философа. В составленной им биографии полководца Марка Марцелла говорится: «Архимед, между прочим, писал однажды своему родственнику и другу царю Гиерону, что данной силой можно поднять любую тяжесть. В юношески смелом доверии к силе своего доказательства он сказал, что, если бы у него была другая Земля, он перешел бы на нее и сдвинул с места нашу...
  • Удивленный Гиерон стал просить Архимеда доказать свои слова и привести в движение какое-либо большое тело малой силой. Архимед, один из известных философов и математиков, приказал посадить на царскую грузовую триеру (так назывался античный корабль), с огромным трудом с помощью многих рук вытащенную на берег, большой экипаж, положить на нее обычный груз и, усевшись на некотором расстоянии, без всяких усилий, спокойно двигая рукой конец полиспаста, стал тянуть к себе триеру так тихо и ровно, как будто она плыла по морю».
 Такой ошеломляющий результат не мог не привести ученого в величайший восторг: «Дай мне место, где я мог бы стоять, и я подниму Землю», — писал об этом Папп Александрийский. В своем 8-томном «Математическом собрании» со ссылкой на Герона Александрийского он подробно описывает устройство, с помощью которого можно поднимать 25-тонный груз силой, равной 1,25 кН. Но вот, оказывается, каждый из нас может если уж не сдвинуть корабль, то, по крайней мере, удержать его на волнах, ничего не изобретая. Чудо, сотворенное Архимедом, ошеломило современников — ведь для передвижения по суше этого груза мускульной силой без применения каких-либо-механизмов потребовалось бы 1600 человек. Это чудо стало возможным с изобретением редуктора, в основу работы которого был положен открытый Архимедом принцип последовательного соединения передач. При последовательном соединении передач их передаточные отношения не складываются (как у полиспастов), а перемножаются.
  • Такой ошеломляющий результат не мог не привести ученого в величайший восторг: «Дай мне место, где я мог бы стоять, и я подниму Землю», — писал об этом Папп Александрийский. В своем 8-томном «Математическом собрании» со ссылкой на Герона Александрийского он подробно описывает устройство, с помощью которого можно поднимать 25-тонный груз силой, равной 1,25 кН.
  • Но вот, оказывается, каждый из нас может если уж не сдвинуть корабль, то, по крайней мере, удержать его на волнах, ничего не изобретая.
  • Чудо, сотворенное Архимедом, ошеломило современников — ведь для передвижения по суше этого груза мускульной силой без применения каких-либо-механизмов потребовалось бы 1600 человек. Это чудо стало возможным с изобретением редуктора, в основу работы которого был положен открытый Архимедом принцип последовательного соединения передач. При последовательном соединении передач их передаточные отношения не складываются (как у полиспастов), а перемножаются.
Вспомните, например, как с подошедшего к пристани прогулочного теплохода бросают канат с широкой петлей на его конце, петлю набрасывают на причальную тумбу, а на корабле быстро накладывают восьмерками швартовый канат на отполированные до блеска кнехты (спаренная тумба на палубе судна, служащая для закрепления троса). И хотя один конец каната на корабле может оставаться незакрепленным, сила фения между канатом и кнехтами удерживает раскачивающийся на волне корабль. Иногда свободный конец каната придерживают ногой. прижимая его к палубе. Как-то даже не верится, что натяжение каната, создаваемое многотонной подвижной громадой, может быть скомпенсировано простым нажатием ноги.

Вспомните, например, как с подошедшего к пристани прогулочного теплохода бросают канат с широкой петлей на его конце, петлю набрасывают на причальную тумбу, а на корабле быстро накладывают восьмерками швартовый канат на отполированные до блеска кнехты (спаренная тумба на палубе судна, служащая для закрепления троса). И хотя один конец каната на корабле может оставаться незакрепленным, сила фения между канатом и кнехтами удерживает раскачивающийся на волне корабль. Иногда свободный конец каната придерживают ногой. прижимая его к палубе. Как-то даже не верится, что натяжение каната, создаваемое многотонной подвижной громадой, может быть скомпенсировано простым нажатием ноги.

Почему Архимед не смог бы поднять Землю? «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю », заявил великий механик древности Архимед. Действительно, подобрав нужный рычаг, в теории, можно поднять груз любой тяжести. Однако в реальности дело обстоит сложнее. Так почему же авантюра великого учёного не могла увенчаться успехом?

Почему Архимед не смог бы поднять Землю?

«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю », заявил великий механик древности Архимед. Действительно, подобрав нужный рычаг, в теории, можно поднять груз любой тяжести. Однако в реальности дело обстоит сложнее. Так почему же авантюра великого учёного не могла увенчаться успехом?

Если бы Архимед знал, сколько весит наша планета, он, вероятно, был бы сдержанней в своих высказываниях. На сегодняшний день, масса Земли — величина известная и составляет 6×1024 кг. Допустим, что существует точка опоры и рычаг нужной длины. Если человек способен поднять 60 кг, то понадобился бы рычаг, длинное плечо которого больше короткого в 1023 раз. А теперь — простая арифметика. Чтобы поднять Землю на высоту в 1 см, противоположный конец рычага должен описать дугу длиной в 1018 км. Предположим, что Архимед способен поднять 60 кг на высоту 1 м за 1 с (работоспособность в целую лошадиную силу), тогда для подъёма Земли на 1 см ему потребовалось бы, ни много, ни мало, — 30 триллионов лет. Как известно, наша вселенная существует намного меньше — всего 16 миллиардов лет. Даже если учёный тянул бы рычаг со скоростью света, всё равно, ему пришлось бы непрерывно работать 10 миллионов лет.

Если бы Архимед знал, сколько весит наша планета, он, вероятно, был бы сдержанней в своих высказываниях. На сегодняшний день, масса Земли — величина известная и составляет 6×1024 кг. Допустим, что существует точка опоры и рычаг нужной длины. Если человек способен поднять 60 кг, то понадобился бы рычаг, длинное плечо которого больше короткого в 1023 раз. А теперь — простая арифметика. Чтобы поднять Землю на высоту в 1 см, противоположный конец рычага должен описать дугу длиной в 1018 км. Предположим, что Архимед способен поднять 60 кг на высоту 1 м за 1 с (работоспособность в целую лошадиную силу), тогда для подъёма Земли на 1 см ему потребовалось бы, ни много, ни мало, — 30 триллионов лет. Как известно, наша вселенная существует намного меньше — всего 16 миллиардов лет. Даже если учёный тянул бы рычаг со скоростью света, всё равно, ему пришлось бы непрерывно работать 10 миллионов лет.

Никогда не стоит забывать о золотом правиле механики, которое гласит, что любой выигрыш в силе приводит к потере в скорости и, следовательно, во времени. Если где-то что-то прибудет, то где-то обязательно убудет.

Никогда не стоит забывать о золотом правиле механики, которое гласит, что любой выигрыш в силе приводит к потере в скорости и, следовательно, во времени. Если где-то что-то прибудет, то где-то обязательно убудет.