Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Москва 2005 года), на основе программы общеобразовательных учреждений, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой «Математика», утверждённой МО РФ (Москва, 2003 г.), с учётом особенностей региона, специфики деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей организации учебного процесса по предмету
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни
Задачи – формирование прочных вычислительных навыков в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления, их познавательной самостоятельности
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ - 10 часов
Формы организации работы при изучении курса математики разнообразны: уроки в классе, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды работ и контроля: контрольные работы, тесты, проверочные работы, самостоятельная работа, арифметический диктант.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит развивающий, обучающий характер. При проведении уроков используются беседы, работы в парах и группах, индивидуальные и фронтальные методы обучения.
как на уровне правил связи между числами при сложении и вычитании выполнять проверки правильности вычислений;
смысл действия умножения, прием перестановки множителей и связи между членами при умножении
находить сумму и разность чисел в пределах 100 в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).Обозначение геометрических фигур буквами. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
письменные приемы сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число;
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложение, вычитание, умножение и деление);
сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложение, вычитание, умножение и деление); использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата); находить и выбирать способ решения текстовой задачи; выбирать более рациональный; наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия;
находить геометрическую величину разными способами; находить и выбирать способ решения текстовой задачи в 1 – 3 действия;
выполнять письменно сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур; преобразовывать модели; обнаруживать и устранять ошибки;
*прогнозирование результата математической деятельности; контроль и оценка действий с математическими объектами;
обнаружение и исправление ошибок; осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.
Дата | № урока | Тема урока | Цели, задачи. | Оборудование | Примечание |
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание ( повторение) 6 часов |
| 1 | Повторение знаний о сложении и вычитании. Устные приемы сложения и вычитания. | Уточнить знания нумерации чисел в пределах 100, повторить приемы вычислений, основанные на нумерации, название компонентов и результатов действий при сложении и вычитании, совершенствовать умение решать задачи, развивать логическое мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | У. С.4 №3,6 (п0о выбору) |
| 2 | Письменные приемы сложения и вычитания. Задачи в 2 действия. | Повторить приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток, повторить приемы сложения , опираясь на переместительный закон сложения, развивать вычислительные навыки и умение преобразовывать и сравнивать именованные числа., решать текстовые задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | У. С. 5 №5,8 (по выбору) |
| 3 | Выражения с переменной. Решение уравнений. | Повторить запись и чтение выражений с переменной, развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, закреплять приемы письменного сложения и вычитания. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | Т. с.6 |
| 4 | Решение уравнений вида х + 20=36, х-20=36 | Познакомить с новым способом решения уравнений, основанным на связи между компонентами и результатом действия при сложении, совершенствовать вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | У.С.7-9, правило, №5 |
| 5 | Обозначение геометрических фигур буквами. | Познакомить с обозначением фигур буквами, научить правильно читать и записывать названия фигур, продолжить работу над уравнениями, закреплять умение решать задачи и примеры., учить логически мыслить | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.10. №5, с. 13 №17 (по выбору) |
| 6 | Закрепление пройденного материала. Решение задач. | Закреплять умение решать текстовые и геометрические задачи, развивать умение рассуждать, анализировать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | У. С.11 № 6,9 С.12, 13 задание на смекалку |
Числа от 1 до 100 (продолжение) |
| | Табличное умножение и деление 53ч. | |
| 1 | Умножение. Задачи на умножение. | Повторить смысл действия умножения, закреплять умение заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение произведения. Развивать навыки устного счета ,умение преобразовывать единицы. | Набор картинок для задач, краткие записи. | У. С. 16. №2,6 (по выбору) |
| 2 | Название компонентов и результата действия умножения и связь между ними. | Познакомить с названиями компонентов и результата действия умножения, научить правильно читать выражения на умножение, провести работу над задачами, решение которых записывается умножением. | Набор картинок для задач, индивидуальные карточки | У. С. 17 №7, 8 ( по выбору) |
| 3 | Четные и нечетные числа. Проверочная работа «Понятие об умножении и делении» | Дать понятие четные и нечетные числа, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи, развивать математическую смекалку и творческое мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | У. С. 18 № 6, ПРАВИЛО. |
| 4 | Входная контрольная работа №1. | Контроль знаний, умений и навыков по материалу, пройденному во 2 классе. | Тексты работы | |
| 5 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления на три. | Уточнить и закрепить знания таблицы умножения и деления на 3., закреплять умение решать текстовые и геометрические задачи, совершенствовать устные и письменные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | У.с.19 |
| 6 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | Познакомить с новым типом задач, терминами, развивать навыки счета, творческое мышление Проверка знаний и навыков | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.20 №2 |
| 7 | Решение задач.: связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | Познакомить с новым видом задач, основанным на знании связи м/у величинами: масса 1 предмета, количество, общая масса, закреплять табличные случаи умножения и деления на 2,3 | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.21 карточки |
| 8 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками | Познакомить с правилом порядка выполнения действий сложения, вычитания, умножения и деления со скобками и без них, совершенствовать устные и письменные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.22 – 23 индивид. карточки |
| 9 | Порядок выполнения действий. (закрепление) Проверочная работа | Закреплять умение выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без них, развивать математическую смекалку и творческое мышление, совершенствовать устные и письменные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 24 индивид. Карточки |
| 10 | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи | Закреплять умение выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без них, развивать математическую смекалку и творческое мышление, совершенствовать устные и письменные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | с. 25 индивид. карточки |
| 11 | Закрепление. Решение задач. | Закреплять умение решать текстовые задачи в одно, два действия, развивать творческое мышление .умение рассуждать, совершенствовать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.26-28 индивид. карточки |
| 12 | Контрольная работа № 2. «Порядок выполнения действий» | Контроль знаний и умений по пройденному материалу. Выявление существенных пробелов в знаниях. | Текст работы. | |
| 13 | Работа над ошибками. Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления. | Составить таблицы умножения 4 и на 4, рассмотреть соответствующие случаи деления, совершенствовать умение решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость, развивать умение рассуждать, анализировать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.30 индивид. карточки |
| 14 | Таблица умножения. Арифметический диктант | Проверить усвоение таблиц умножения и деления с числами 2,3,4. закрепить умение решать простые задачи на умножение и деление. Совершенствовать навыки нахождения периметра квадрата. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.31 индивид. карточки |
| 15 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | Раскрыть смысл слов «больше в 2 (3,4..) раза, ознакомить с решение простых задач на увеличение числа в несколько раз. Закрепить знания таблиц умножения и деления, совершенствовать навыки решения уравнений, вычисления числовых выражений. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.32 индивид. карточки |
| 16 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | Закреплять умение решать задачи на увеличение числа в несколько раз. развивать творческое мышление .умение рассуждать, совершенствовать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.33 индивид. карточки |
| 17 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | Ознакомить с решением простых задач на уменьшение числа в несколько раз. Раскрыть смысл слов «меньше в 2 (3, 4..) раза. Проверить знание таблиц с числом 4.Закрепить умение решать простые и составные задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.34 индивид. карточки |
| 18 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Проверочная работа «Решение задач» | Закреплять умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз, а также составные задачи. совершенствовать навыки вычисления числовых выражений, развивать умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.35 индивид. карточки |
| 19 | Умножение 5, и на 5, соответствующие случаи деления. | Составить таблицы умножения 5 и на 5, рассмотреть соответствующие случаи деления. Закреплять умение решать задачи, рассуждать. Совершенствовать вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.36 индивид. карточки |
| 20 | Задачи на кратное сравнение. | Учить решению задач на кратное сравнение. Закреплять знание таблиц умножения и деления, умение решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.37 индивид. карточки |
| 21 | Задачи на кратное и разностное сравнение | Учить решению задач на кратное сравнение. Закреплять знание таблиц умножения и деления, умение решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.38 – 39 индивид. карточки |
| 22 | Умножение 6, и на 6, соответствующие случаи деления. | Составить таблицы умножения 6 и на 6, рассмотреть соответствующие случаи деления. Совершенствовать умение записывать выражения с переменной, решать уравнения, вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.40 индивид. карточки |
| 23 | Решение задач. Тест | Развивать умение решать задачи, делать схематический чертеж Совершенствовать вычислительные навыки. Развивать логическое мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.41 индивид. карточки |
| 24 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | Развивать умение решать задачи, делать схематический чертеж Совершенствовать вычислительные навыки. Развивать логическое мышление, умение решать уравнения. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 42 – 43 на полях |
| 25 | Умножение 7, и на 7, соответствующие случаи деления. | Составить таблицы умножения 7 и на 7, рассмотреть соответствующие случаи деления. Закреплять умение решать задачи, сравнивать. Вычислять. Развивать смекалку, умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 44 индивид. карточки |
| 26 | Закрепление. Решение задач. Проверочная работа «Табличные случаи умножения и деления на 5, на 6 и на 7.» | Закреплять умение решать простые и составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки. Развивать логическое мышление умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 45 – 48 индивид. карточки |
| 27 | Контрольная итоговая работа № 3 за 1 четверть. | Контроль и учет знаний и умений. | Текст работы. | |
| 28 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения площадей фигур «на глаз», путем наложения дуг на друга, с использованием различных единиц измерения площадей. Закреплять умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.50 -52 индивид. карточки |
| 29 | Единица площади - квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника | Познакомить с единицей измерения площадей, учить находить площадь фигуры, используя новую единицу, Вывести правило вычисления площади прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.53-55 индивид. карточки |
| 30 | Умножение 8, и на 8, соответствующие случаи деления. | Составить таблицы умножения 8 и на 8, рассмотреть соответствующие случаи деления. Закреплять умение решать задачи, вычислять площади прямоугольников. Развивать смекалку, умение рассуждать, наблюдать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 56 индивид. Карточки |
| 31 | Закрепление. Решение задач. Самостоятельная работа | Учить решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки, закреплять знание таблицы умножения. Развивать мышление, умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 57 – 58 индивид. Карточки |
| 32 | Умножение 9, и на 9, соответствующие случаи деления. | Составить таблицы умножения 9 и на 9, рассмотреть соответствующие случаи деления. Развивать смекалку, умение рассуждать, наблюдать. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать и преобразовывать линейные единицы. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 59 индивид. карточки |
| 33 | Единицы площади - квадратный дециметр. | Ознакомить с новой единицей измерения площадей. Закреплять умение нахождения площадей фигур. Совершенствовать знания таблиц умножения и деления, умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 60 – 61 индивид. карточки |
| 34 | Сводная таблица умножения. Проверочная работа «Табличные случаи умножения и деления на 8 и 9» | Закреплять знание таблицы умножения. Совершенствование умения решать задачи. Развивать логическое мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 62 – 63 индивид. карточки |
| 35 | Единицы площади - квадратный метр. | Познакомить с новой единицей площади. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Развивать наблюдательность, образное мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 64 – 65 индивид. карточки |
| 36 | Закрепление. Решение задач. Тест | Совершенствование умения решать простые и составные задачи. Проверить знания таблицы умножения и деления, развивать умение размышлять. анализировать., развивать умение размышлять, анализировать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 67 – 70 индивид. карточки |
| 37 | Контрольная работа № 4 по теме «»Табличное умножение и деление» | Контроль и учет знаний. | Текст к/работы | Задания на смекалку |
| 38-39 | Работа над ошибками. Умножение на 1 и на 0 | Познакомить с правилами умножения на 1. совершенствовать умение решать задачи и вычислять. Развивать логическое мышление, умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 72 – 73 индивид. карточки |
| 40-41 | Деление вида: а : а, 0 : а | Познакомит с приемами деления числа на тоже число и на 1. закреплять умение решать задачи. Совершенствовать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.74-75 индивид. карточки |
| 42-43 | Решение задач в 3 действия. Проверочная работа «Решение задач» | Ознакомит с новым видом задач, нахождение суммы двух произведений. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, решать уравнения. Развивать умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 76 – 77 индивид. карточки |
| 44 | Доли. Образование и сравнение долей | Познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли. Совершенствовать умение решать задачи | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 80 – 81 индивид. карточки |
| 45 | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) | Познакомить с новыми понятиями, учить строить окружность с помощью циркуля. Закрепить умение решать задачи, сравнивать доли. Развивать умение наблюдать, сравнивать и анализировать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 82 – 84индивид. карточки |
| 46 | Решение задач. Проверочная работа «Окружность» | Развивать умение решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу. Совершенствовать вычислительные навыки. Развивать логическое мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 85 индивид. карточки |
| 47 | Контрольная работа № 5 по теме «Площадь.» | Контроль и учет знаний. | Текст к/работы | Задания на смекалку |
| 48 | Единицы времени. Год. Месяц. | Формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем – календарем. Совершенствовать умение решать задачи. Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 86 – 87 индивид. карточки |
| 49 | Единицы времени. Сутки. Арифметический диктант | Сформировать представление о сутках. Закрепить представления о временной последовательности событий. Развивать умение наблюдать, рассуждать. Совершенствовать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 88 индивид. карточки |
| 50 | Закрепление. Решение задач. | Закрепить умение решать простые и составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать единицы времени и длины. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 90 – 94 индивид. карточки |
| 51 | Повторение, закрепление изученного материала. | Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, преобразовывать, решать уравнения, геометрические задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 90 – 94 индивид. карточки |
| 52 | Контрольная итоговая работа № 6 | Контроль и учет знаний. | Текст к/работы | Задания на смекалку |
| 53 | Работа над ошибками | Анализ к/работы. Организация индивидуальной работы в группах. Проверка табличного умножения и деления. | Карточки, тетради | Задания на смекалку |
Умножение и деление (продолжение) Внетабличное умножение и деление. ( 27часов) |
| 1 | Приемы умножения и деления для случаев вида 20 * 3, 3 * 20, 60 : 3 | Ознакомить с приемами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся на 0, закреплять умения записывать выражения и вычислять их значения. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.4. №6 |
| 2 | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | Познакомить с новыми случаями деления. Развивать вычислительные навыки, интерес к математике, активность и внимание. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.5. № 8 |
| 3 | Умножение суммы на число | Познакомить с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число, развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 6. № на полях. |
| 4 | Закрепление. (умножение суммы на число) | Научить применять знания различных способов умножения суммы на число и в решении задач, закреплять умение решать уравнения, сравнивать выражения. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 7.№8, на полях. |
| 5-6 | Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23 | Научить умножать двузначное число на однозначное и наоборот. Повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 8.-9 № 3, 6, на полях |
| 7 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального | Научить решать задачи на приведение к единице пропорционального. Закрепить знания в решении задач, уравнений. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 10. № 5,3 |
| 8 | Выражение с двумя переменными. Закрепление геометрических представлений | Отработать умение анализировать и решать задачи, развивать наблюдательность, внимание, мышление, воспитывать чувство взаимопомощи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 11. № 3. |
| 9 | Деление суммы на число. | Научить различным способам деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число. Развивать наблюдательность, анализировать, сравнивать, обобщать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 13. № 5 |
| 10 | Закрепление. Проверочная работа «Внетабличное умножение и деление чисел в пределах 100» | Закреплять знания правила деления суммы на число и умения применять его при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 14. № 5,6 |
| 11 | Прием деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 | Научить делить двузначное число на однозначное. Совершенствовать умение решать задачи | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.15, лабиринт, № 4, 5 |
| 12 | Связь между числами при делении | Совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя. Развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 16, на смекалку задание , № 5. |
| 13 | Проверка деления | Научить выполнять проверку деления умножением. Закреплять умение решать уравнения, совершенствовать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 17, лабиринт, № 7 |
| 14 | Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | Научить делить двузначное число на двузначное способом подбора. Развивать внимание, вычислительные навыки и умение решать составные задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 18. № 3, 5. |
| 15 | Проверка умножения | Научить проверять умножение делением. Закреплять умение чертить отрезки заданной длины и сравнивать их. Находить значение буквенных выражений. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 19. № 5, 7 |
| 16-17 | Решение уравнений на основе знаний связи между результатами и компонентами умножения и деления. Проверочная работа Тест | Закреплять умение решать уравнения разных видов, совершенствовать вычислительные навыки, развивать умение рассуждать, делать выводы. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 20 – 21. № 6, 8 |
| 18 | Закрепление. Контроль и учет знаний. № 7 | Выявить уровень знаний и умений по теме, глубину и прочность усвоения программного материала. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 22 - 23 |
| 19-20 | Деление с остатком | Познакомить с приемами деления с остатками. Закреплять приемы внетабличного деления и умножения. Развивать познавательную активность, интерес к предмету. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 24. № 5 – 25. № 4, на смекалку. |
| 21-22 | Приемы нахождения частного и остатка | Научить делить с остатком. Развивать умение решать задачи, анализировать, рассуждать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 26. № 5, 6 – 27. № 6 |
| 23 | Закрепление. Арифметический диктант | Продолжить работу по рассмотрению приема деления чисел в случаях, когда получается остаток. Закреплять приемы внетабличного умножения и деления. Развивать умение решать задачи, анализировать, рассуждать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 28. № 5 |
| 24 | Деление меньшего числа на большее | Познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается нуль, развивать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 29. № 7. |
| 25 | Проверка деления с остатком | Научит выполнять проверку при делении с остатком. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 30. №. 5, 6. |
| 26-27 | Закрепление. Контроль знаний и умений. № 8. «Умножение и деление» | Выявить уровень знаний и умений по теме, глубину и прочность усвоения программного материала. | Карточки с заданиями | С. 31 – 34 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. (12часов) |
| 1 | Устная нумерация. Письменная нумерация | Познакомить с новой счетной единицей – 1000, образованием чисел из сотен, десятков, единиц, названием этих чисел. Учить читать и записывать трехзначные числа, закреплять знания десятичного состава трехзначных чисел. Закрепить умение решать обратные задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 35 – 37. № 7. |
| 2-3 | Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел | Познакомить с разрядами счетных единиц. Закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи и уравнения. Познакомить с натуральной последовательностью трехзначных чисел. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 38 – 40 |
| 4 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз | Познакомить с приемами увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз. Развивать умение решать задачи, закреплять умение читать, записывать трехзначные числа. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 40 - 41 |
| 5 | Замена числа суммой разрядных слагаемых | Познакомить и приемом записи числа суммой разрядных слагаемых. Развивать вычислительные навыки и умения решать задачи, развивать умение рассуждать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 42 |
| 6 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел. | Познакомить с приемами сложения и вычитания на основе десятичного состава трехзначных чисел. Совершенствовать умение решать задачи, развивать наблюдательность, умение рассуждать. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 43 |
| 7 | Сравнение трехзначных чисел. Проверочная работа «Трехзначные числа» | Познакомить с приемами сравнения трехзначных чисел. Развивать умение решать задачи, вычислительные навыки совершенствовать. Проверить усвоение изучаемой темы. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 44 |
| 8 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. | Учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. . Развивать умение решать задачи, вычислительные навыки совершенствовать, развивать умение рассуждать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 45 |
| 9 | Обозначение чисел римскими цифрами. | Познакомить с письмом римских цифр. Развивать познавательный интерес, память, мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 46 – 47 |
| 10 | Единицы массы – килограмм, грамм. | Познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Развивать познавательный интерес. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 48 на смекалку |
| 11-12 | Закрепление. Контрольная работа. № 9. | Проверка знаний, умений и навыков 1 | Карточки с заданиями | С. 49 - 52 |
Арифметические действия. 35 часов. |
| 1 | Приемы устных вычислений. | Познакомить с приемами устных вычислений. Закреплять знания устной и письменной нумерации. Совершенствовать вычислительные навыки. И умения решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 54, задания на смекалку |
| 2 | Приемы устных вычислений. | Научить решать примеры вида 450 + 30, 620 – 200. закреплять умения делить с остатком, решать задачи, развивать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.55, задача на смекалку |
| 3 | Приемы устного сложения и вычитания. | Познакомить с приемами вычислений для примеров вида: 470 + 80, 560 – 90. развивать умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 53 на полях |
| 4 | Закрепление устных приемов вычислений в пределах 1000 Проверочная работа №1«Устные приемы сложения и вычитания в пределах 1000» | Научить новым приемам вычислений для примеров вида: 260 + 310, 670 – 140. закреплять умение решать задачи | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 57, №6,5 по выбору |
| 5 | Приемы письменных вычислений. | Познакомить с приемами письменных вычислений, развивать устные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 58 на смекалку |
| 6 | Алгоритм письменного сложения | Познакомить с приемами письменного сложения трехзначных чисел. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 59 ребусы |
| 7 | Алгоритм письменного вычитания | Познакомить с приемами письменных вычислений. Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.60 № 3 |
| 8 | Виды треугольников( по сторонам) | Познакомить с разными видами треугольников. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Развивать познавательную активность | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.61-62, лабиринт |
| 9 | Закрепление. Проверочная работа №2 «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000» | Закреплять и совершенствовать умение решать задачи изученных типов. Развивать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 63 – 66. С.65 № 12,13 по выбору |
| 10 | Закрепление. | Закреплять и совершенствовать умение решать задачи изученных типов. Развивать вычислительные навыки. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 63-66 № 18 |
| 11 | Контрольная работа № 10 | Контроль умений и навыков | Тексты заданий | |
| 12 | Умножение и деление (приемы устных вычислений) | Научить умножению и делению, оканчивающихся одним или двумя нулями. Развивать внимание, память, мышление. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.68 №3,5,6 по выбору |
| 13 | Приемы устных вычислений (умножение и деление) | Познакомить с приемами устных вычислений деления и умножения трехзначных чисел, сводимых к действиям в пределах 100. развивать умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.69 № 5, на смекалку |
| 14 | Приемы устных вычислений в пределах 1000 (умножение и деление) | Познакомить с приемами устного деления трехзначных чисел способом подбора. Развивать познавательную активность. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.70 № 7 логические квадраты |
| 15 | Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление | Совершенствовать устные вычислительные навыки в пределах 1000. развивать умение решать задачи. Развивать познавательный интерес. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.71 № 2,5 на смекалку |
| 16 | Приемы устных вычислений в пределах 1000. Проверочная работа №3 | Совершенствовать устные вычислительные навыки в пределах 1000. развивать умение решать задачи. Развивать познавательный интерес. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.72 № «2,4 лабиринт |
| 17 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. | Познакомить с приемами письменного умножения в пределах 1000. развивать устные и письменные вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.74 на смекалку задачи |
| 18 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. | Познакомить с приемами письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом в другой разряд. Совершенствовать умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | карточки |
| 19 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление | Закреплять умение умножать трехзначное число на однозначное. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.76 №4, 7 по выбору |
| 20 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. Проверочная работа №4 | Закреплять умение умножать трехзначное число на однозначное. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.77 задачи на смекалку |
| 21 | Приемы письменного деления в пределах 1000. | Познакомить с приемами письменного деления в пределах 1000. развивать устные и письменные вычислительные навыки | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 78 № 4, на полях |
| 22 | Письменное деление в пределах 1000 | Изучить приемы деления трехзначного числа на однозначное. Развивать умение решать задачи и уравнения. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.80 № 6 |
| 23 | Проверка деления | Научить делить трехзначное число и соответственно проверять деление умножением. Развивать умение рассуждать | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.81 №4,5 |
| 24 | Закрепление.Проверка деления. | Закрепить деление трехзначного числа и проверку деления умножением. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.82№2,6 |
| 25 | Закркпление .Проверочная работа №5 | Закреплять умение делить трехзначное число на однозначное. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. | раздаточный материал | С.83№5,7 |
| 26 | Закрепление.Повторение таблицы умножения и деления | Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С.83№9 |
| 27 | Закрепление .Деление и умножение | Повторить основные вычислительные приемы и навыки при делении умножении | индивид.карточки, раздаточный материал | С.84№12 |
| 28 | Закрепление .Решение задач | Повторить все типы задач изученные за год и способы их решения | Рабочая тетрадь, раздаточный материал | С.85№21, на полях |
| 29 | Закрепление.Деление и умножение | Повторить основные вычислительные приемы и навыки при делении умножении | индивид.карточки, раздаточный материал | С.86№27 |
| 30 | Закрепление.Деление и умножение | Повторить основные вычислительные приемы и навыки при делении умножении | индивид.карточки, раздаточный материал | С.87№2,3 |
| 31 | Итоговая контрольная работа № 11 | Контроль знаний, умений и навыков. | Тексты с заданием | |
| 32 | Работа над ошибками Умножение и деление | Закрепить изученные приемы деления и умножения чисел | Учебник,раздаточный материал | Работа по карточкам |
| 33 | Решение задач. | Закреплять знания, полученные на уроках. Уточнить усвоение материала. | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | С. 86 № 30, с85 №20 |
| 34-35 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Повторить арифметические действия умножение и деление,показать применение полученных знаний в практической деятельности | Рабочая тетрадь, раздаточный материал | С.89 №8, головоломка |
Повторение.3 часа | | |
| 1 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Повторение нумерации чисел в пределах 1000; игра «Строители»; соединение фрагментов математических правил; решение уравнений | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | Ребусы, повторить таблицу умножения |
| 2 | Обобщение и систематизация изученного материала. Тест | Повторение нумерации чисел в пределах 1000; игра «Строители»; соединение фрагментов математических правил; решение уравнений | Учебник, индивид.карточки, раздаточный материал | |
| 3 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Игра «Скоростные гонки»; составление и решение задач по данным, по вопросу, по действию; нахождение площади и периметра фигур | | |
Моро М.И., Волкова С.И. «Тетрадь по математике» 2005г.
О.В.Узорова «3000 примеров по математике» (табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление