СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дательный и предложный падежи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дательный и предложный падежи.»

Тема: Дательный и предложный падежи.

Цель: Учебная:

формировать умение определять падежи имени существительного

- Познакомить учащихся с падежами имён существительных.

- Учить определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову.

 - Учить постановке падежных вопросов.

Воспитательная:

- Прививать любовь к родному языку

- Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе на уроке.

Развивающая:

- Развивать и совершенствовать речь учащихся.

- Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.

- Развивать познавательную активность учащихся на уроке

Ход урока

  1. Организационный этап.

Оргмомент

1. Проверка домашнего задания  

Фронтальная проверка упражнения

2. Словарная работа.

-Падежи. Именно о них мы будем сегодня говорить.

- Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

- Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг               кого? друга

                             кого? друга            кем? другом

                             кому? другу          о ком? о друге

Проблемный вопрос:

- Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?

-А что еще вы знаете о падежах из прошлых уроков?

  1. Первичное усвоение новых знаний.

1.Выделение существенных признаков.

- Какие части речи имеют это грамматическое значение?(существительные, прилагательные, местоимения, числительные)

- Какие способы определения падежа существительного мы знаем? (По падежному вопросу,  по предлогу, по смыслу).

-Есть ли у падежей вспомогательные вопросы?

-Какова роль в предложении каждой падежной формы имени существительного?

2.Работа над формулировкой правила.

-А теперь подтвердим наши доводы и предположения. Для этого откройте учебник на странице 80-82 и прочитайте информацию о падежах.

  1. Первичная проверка понимания

Работа у доски. 
-На доске я записала ряд слов, одно из них в транскрипции.

 - Кто узнал это слово?

 - Сколько звуков в нем? Букв?

 - Почему звуков меньше?(ь)

 - Прочитайте слова, они стоят в начальной форме, вам нужно построить предложение.

 - Кому-то может быть, поможет схема.

[м'ит'эл'], в, февраль, под, снег, непроглядный, упрятать, тропинка.

Проверка. (В феврале непрогладная метель упрятала под снегом тропинки).

-Обозначьте орфограммы данного предложения, и определите падежи существительных.    - Как понимаете слово «метель»?(сильный ветер со снегом)

- Назовите синонимы этого слова (буран - снежная буря, метель в степи; вьюга - снежная буря; пурга - снежная буря, сильная вьюга)

 - Что сильнее? Метель или буран? Вьюга или пурга?

 - Как понимаете слово «непроглядная»?(такая темная, что нельзя разглядеть)

 - Однокоренные слова к слову упрятала?(см. словарь Репкина)

  -Молодцы, к этому предложению мы еще вернемся, а сейчас устроим соревнование по рядам.

-Вернемся к нашему предложению. О чем оно сообщает? Это предложение является началом рассказа. Вам нужно продолжить его, т. е. составить 2-3 предложения. Можно придумать название. (используют словосочетания с предыдущего задания)

  1. Первичное закрепление.

  1. Уровни дифференциации заданий:

 Работа по карточке     

Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

-Просклоняйте слово стол, деревня

2) Диктант.

Друга ищи, а найдешь- береги. Друзей много, а настоящего друга нет. Медведи у волка не гостят. От волка бежал, да на медведя напал. Для медведя зима- одна ночь. Без кота мышам раздолье. Есть сало, да не для кота.

1 вариант – выпишите слова именительного падежа.

2 вариант – выпишите слова родительного падежа.

3) Выборочный диктант.

Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

– Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.

Контроль знаний.

  1. Определи падеж у сущ. в словосочетании «прыгали группами»?

  2. Определи падеж у сущ. в словосочетании «осталось загадкой»?

  3. Что такое падеж?

  4. Как его определить?

  5. Найди слово предложного падежа «Одним дождливым днем, на небе появилась радуга».

Стр.83 упражнение 140

-Посмотрите упражнение, что вам непонятно?

 Рефлексия (подведение итогов)