Давай поговорим, мой крошка.
Д
а, он не знает слов и предложений, и даже звуки родного языка пока для него неразличимы. А между тем установить контакт с мамой — задача для крохи первостепенная.
В нашей речи есть, помимо слов и предложений, универсальное средство, доступное для понимания любого младенца, - интонация, эмоциональная окраска голоса мамы и папы.
Поэтому в первое время для развития ребенка важно не столько то, что вы ему говорите, сколько то, как вы говорите. Родители редко задумываются над тем, каким голосом и с какой интонацией говорить с маленькими детьми и как лучше это делать.
Совет первый. Привлечь голосом внимание малыша проще всего маме: ведь привыкнуть к ее голосу дитя успевает еще в период внутриутробного развития, так как околоплодные воды хорошо проводят звук. Используйте свое преимущество — говорите с крохой почаще: само звучание вашего голоса успокаивает малыша, вызывает приятные эмоции. Если во время беременности папа «беседовал» с животиком, то и его голос не будет для младенца незнакомым...
Совет второй. Обязательно смотрите в глаза ребенку, когда говорите с ним. Соединяйте слово с несловесными средствами общения. Прежде чем заговорить, погладьте малыша, обнимите, прижмите к себе. Пусть вместе с вашим словом он ощутит всю вашу теплоту, всю вашу любовь. И тогда, очень скоро, он обязательно вам ответит.
С
овет третий. Будьте естественны, когда говорите с малышом. Не пытайтесь обмануть его в том, что касается вашего настроения и состояния, не притворяйтесь — само звучание голоса передает разнообразную информацию о вас. Кроха, который еще не понимает смысла слов и весь нацелен на звучание, очень восприимчив к этой информации. Если чем-то расстроены или озабочены, не заставляйте себя жизнерадостно общаться с ребенком. Он обязательно заметит неестественность, и это может вызвать тревогу.
Совет четвертый. Не слушайте тех, кто говорит, что глупо так серьезно беседовать на разные темы с несмышленышем, просто верьте в то, что ваш ребенок уже многое знает. Пусть он и не поймет смысла слов, но способен улавливать разнообразные интонации. Эти интонации в дальнейшем послужат «ниточками» на которые нанижутся слова и фразы.
Совет пятый. Используйте в речи фразы: «Ах, какое солнышко!», «Какой Алеша сильный!», «Много-много машин!». Эти фразы эмоциональные. Они, как и вопросы, произносятся высоким тоном голоса и отлично подходят для разговора.
Совет шестой. Задавайте малышу... вопросы. Но не любые, а такого типа: «Поел наш маленький?», «Купаться хочет малыш?», «Это у нас глазки?». Когда мы произносим такие вопросы, то используем высокий тон голоса. А малыши очень хорошо реагируют на такой тон: человеческое ухо высокие звуки слышит лучше, чем низкие. Ребенок инстинктивно тянется к тому, в чьем голосе не слышит агрессии.
Совет седьмой. Не говорите быстро или излишне громко (это пугает). Четко произносите согласные звуки. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу, интонацию. Сделайте обучение наглядным: говорите о том, что окружает малыша и близко ему.
Совет восьмой. Почаще используйте в речи звукоподражания. Подражайте всем звукам, которые издает малыш, — это вызовет у него огромный интерес.