СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Давление твердых тел.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Давление твердых тел.»

МОУ «Партенитская школа им. дважды

Героя Советского Союза А.А.Гречко»

города Алушты

учитель физики и математики

Моик Наталия Николаевна

Класс 7 урок № 24

ТЕМА УРОКА: Давление твёрдых тел.

Цель: ввести понятие об одной из характеристик взаимодействия - давлении, его единицах и способах изменения.

Задачи: 1.Образовательные: Дать понятие давления, показать его значение в природе, быту, технике;

Научить учащихся выделять главное, делать выводы.

Применение полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.

Применение полученных знаний в ходе решения задач.

2.Развивающие: Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию логического мышления и познавательной активности;

Установление причинно-следственных связей в ходе изучения урока;

Формирование умения рассуждать, строить умозаключения в ходе решения задач;

Развитие сотрудничества.

3.Воспитательные: Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения; воспитание умения выслушать учителя и других.

Планируемые результаты учебного занятия

Предметные результаты обучения

- понять смысл давления твердых тел; уметь рассчитывать давление;

- овладеть опытом при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

- уметь проводить наблюдения, выполнять эксперементы, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач;

Метапредметные результаты обучения

в познавательной деятельности: - умение исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

 в информационно-коммуникативной деятельности: - отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической формах; умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

в  рефлексивной деятельности - постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Личностные результаты обучения: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; убежденность в необходимости использования знаний материала в практической  деятельности и повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала         

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки), бруски, динамометры; учебник О.Ф. Кабардин «Физика 7».

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Мотивационный этап

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою». Одинаковый ли результат получится в итоге?

Итак, делаем вывод: масса слона больше, поэтому и вес его больше, а значит, и воздействие слона больше.

3. Этап актуализации знаний Мы изучили действия тел друг на друга. Вспомним некоторые понятия:

1. Какая величина характеризуют действие одного тела на дру­гое и в каких единицах она измеряется? (Действие тел друг на друга характеризуют «силой»

Силу измеряют динамометром. Сила имеет числовое значение (модуль), на­правление и точку приложения, единица силы – 1 Н. )

2 Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел?

В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость движения, либо изме­няется форма (деформируется).

3. Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Когда мы стоим, то давим на пол, садимся – давим на сиденье, откиды­ваемся – давим на спинку стула, прикрепляем листок к доске – давим на кнопку и т.д. 

4 Что общего, с точки зрения физика, у тех воздействий, которые называют в жиз­ни давлением одного тела на другое? (Действие силы на некоторую поверхность.)

Итак, получается, что действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тел, отдельных его частей, т.е. к деформации тела, почему? (Одно тело давит на другое.)

4. Открытие новых знаний

Давайте заглянем в словарь В. Даля и узнаем его значение.

Давить – «гнести, нагнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, теснить, обременять тяжестью, жать силой». (В. Даль).

Прежде чем говорить о давлении, давайте вспомним, от чего зависит результат действия силы на тело?

- От величины силы и площади опоры.

Вывод: Следовательно, давление - это физическая величина, которая зависит от модуля силы и от площади, на которую действует эта сила. Найдите в учебнике и запишите определение в тетрадь.

Единицы измерения:

Па – это такое давление, которое производит сила давления в 1Н, приложенная к поверхности площадью 1м2.

1 Па – очень маленькое давление.

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3 000 000 Па. Втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па.

Когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па.

На практике используют также единицы давления гектопаскали (гПа), (кПа), и ( МПа)

1 гПа = 100 Па; 1 кПа = 1000 Па; 1 МПа = 1000000 Па.

5. Экспериментальное задание .

Определите давление, который оказывает деревянный брусок на поверхность стола.

План выполнения задания:

С помощью динамометра измеряем вес бруска.

Измеряем линейкой длину α и ширину b грани бруска.

Вычисляем площадь грани.S=α·b.

Выражаем ее в квадратных метрах. 1 см2= 0,0001 м2

Вычисляем давление бруска на поверхность стола по формуле р=F\S

1. В каком положении давление самое большое? Самое маленькое?

2. Почему?

3. Как зависит давление от площади поверхности?

Вывод: Чтобы увеличить давление нужно увеличивать силу или уменьшать площадь, на которую действует эта сила, а чтобы уменьшить давление, нужно наоборот, уменьшать силу, или увеличивать площадь.

В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки.

А на практике иногда необходимо уменьшать, а иногда увеличивать.

6. Физкультурная минутка - закрепление материала

Поднимите руки вверх, если величина растет и наоборот. На заданные вопросы отвечайте руками.

Вопросы:

Если площадь уменьшается, тогда давление …..?

Если сила уменьшается, тогда давление…..?

Если сила увеличивается, тогда давление…..?

Если площадь увеличивается, тогда давление….?

Встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.

7. Закрепление

Первичное закрепление новых знаний. Решение качественных задач

Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи).

Вопрос. Почему по рыхлому снегу легче передвигаться на лыжах, чем в валенках?

2. 2. В Амазонке есть пиранья – 
С виду рыбка так себе.
Если сунешь палец в воду, 
Перекусит вмиг его. Почему?

Вопрос. Зачем животным острые клювы, зубы и когти?

3 Вкусно лакомства готовит -
А не повариха.
Носит при себе иголку,
Хоть и не портниха (пчела).

Вопрос. Почему жало пчелы оказывает на кожу человека очень большое давление?

Закрепление материала. Тестовое задание. (с самопроверкой)

1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности?

А. Сила трения. Б. Сила упругости. В. Давление.

2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?

А. Н. Б. Па. В. кг.

3. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?

А) больше; меньше. Б) больше; больше. В) меньше; меньше.

4. Выразите в Па давление 10 кПа?

А) 10000 Па. Б) 100 Па. В) 1000 Па.

5. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?

А) не изменится; Б) уменьшится; В) увеличится.

Решение задач.

1. Определите давление танка на землю, если масса танка 31,4 тонны, а площадь гусениц 3 м² .

2. Розетки прессуют из специальной массы вещества , действуя на неё с силой 37,5 кН. Площадь розетки

0,0075 м². Под каким давлением прессуется розетка?

8. Итог урока. Выставление оценок.

9. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Отметьте положительные моменты урока?

Что можно было сделать лучше?

10. Домашнее задание

§ 16, задача: Двухосный прицеп с грузом имеет массу 2,5т. Определите давление , оказываемое

прицепом на дорогу , если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой равна 125 см² .