СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с деепричастием

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Урок русского языка в 7 классе по теме "Понятие о деепричастии"

Дата урока: 18.11.2022г

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока:

1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;

2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;

3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;

4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Используемые педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо,

-компьютерные технологии.

Ход урока (сопровождается презентацией по теме)

  1. Стадия вызова.


-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть? (Берег Днепра. Линия горизонта, которая сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо. Свечение луны отражается в реке.)

- Русский художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».

- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:


1) Манит, открывать, поднялся, затягивая.

2) Высоко, изогнув, темно, вверху.

3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.


- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.

- А теперь поиграем.


1. Игра «Четвертый лишний».

Проверка.

Проверка.

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку “Знаю” маркировочной таблицы:

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока. Заполняют графу Хочу узнать.

II. Осмысление содержания

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику.

  1. Читают параграф 26 стр.76 , делают в тексте пометки:

V – знаю;
+ – узнал новое;
! – удивило.

- Обсудим.(В это время попросить подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)

Комментарий учителя.

В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам.. похожа на наречие, так как не изменяется.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.

-Проверка вопросов.

-Это были «несложные вопросы». Почему?

- А я задам вопрос посложнее:

- Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются ( изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

РЕФЛЕКСИЯ. Работа с таблицей.

-Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.

- Кто попробует составить кластер деепричастия?







Пример составленного кластера












III. Рефлексия


Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.


Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.


-Найдите грамматическую основу.

- Какой объект действует?

- Какое действие совершает?

- Какое добавочное действие выполняет?

-Поставьте вопрос к добавочному действию?

- Какая часть речи перед нами?


-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?


(Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска "1С: Русский язык 5-6 классы под. ред. И.Руденко-Моргун", дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении)





- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового. (Д относится к тому же объекту, который совершает основное действие).

Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.

- Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)


- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.

- Проверка.

- Д. помогают поэту изобразить картину ночи? Как?

- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

- Какой термин бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием? (Дееприч.оборот)

Оцените себя:

  1. Нашел деепричастие правильно .

  2. Нашел деепричастие неверно .

  3. Вызвало затруднение :

  • не смог отличить деепричастие от глагола;

  • не смог отличить деепричастие от причастия .

IV. Подведение итогов урока. Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?

-Итак, что нового узнали?

Выставление оценок.

V. Домашнее задание. § 26, упр. 161 (п) - исправление речевых ошибок (у.), 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!