III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Чтение текста (проецируется на экран или, распечатанный, кладется на парты перед учащимися). СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек. «Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит». Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице. Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше. Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу. (Ф. Нестеров.) 2. Беседа по вопросам. – О чем этот текст, какова главная мысль сказки? – Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка. – а теперь назовите глаголы А какие слова вызвали затруднение? – Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное? – На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие? – А от какой части речи к ним задаются вопросы? – Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их. – Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия? 3. Запись на доске и в тетрадях. Падая, ударилась Пуговка. Покружившись на месте, закатилась. Пуговица сказала, осмотревшись по сторонам. Объяснение нового материала. 1. Чтение материала § 28 (с. 77, в рамочке). 2. Графическая запись правила в тетрадь. Основное действие – глагол. 3. В выписанных ранее предложениях найдите деепричастия; укажите основное действие – глагол: И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка. Физминутка. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Закрепление. 1. Чтение текста, определение типа и стиля текста (упражнение 181). Письменное выполнение упражнения (по цепочке – у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия. 2 исправьте ошибку Приближаясь к перекрёстку, включился красный сигнал светофора. Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
V. Этап включения изученного в систему знаний. | Выполнение упражнения 160. – О роли деепричастия в нашей речи говорит и В. Григорович, рассказывая о том, как внимателен был Ф. М. Достоевский к слову. Чтение текста. – Определите тип речи, текста. – Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше? – Постройте схему первого предложения с прямой речью. – Выпишите предложение с деепричастием, отметьте в нем грамматическую основу, основные и добавочные действия. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Подведение итогов. Вопрос классу: – Что называется деепричастием? – К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия? – Изменяется ли деепричастие? - А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам. Мне сегодня на уроке было всё понятно. У меня всё получалось. Я иногда испытывал затруднения при(в)……. Я доволен собой Я не совсем доволен собой Я совсем не доволен собой | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |