СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте»


Конспект урока по теме «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Цели:

- совершенствование знаний о деепричастном обороте как особой форме глагола.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием деепричастный оборот, его синтаксической ролью и правилами пунктуационного выделения;

- формировать умение находить деепричастный оборот в тексте, определять его синтаксическую роль; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- создавать условия для воспитания чуткого отношения к русскому языку, к красоте и выразительности речи, интереса к его изучению.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: Русский язык. Учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, -под ред. Волынец Т.Н., НИО, 2020 г.; раздаточный материал.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.. Скажите, ребята, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? (шутит, улыбается, поет...). А с каким настроением вы пришли на урок? Отметьте, пожалуйста, на своих листочках «Какое у вас настроение» знаком «+» свое настроение, с каким вы пришли на урок. А теперь давайте закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь. Подарите свою улыбку тому, кто находится рядом с вами. Молодцы! Нет ничего краше улыбающегося ученика! А теперь за работу, за новыми знаниями!

  1. Проверка домашнего задания.

- Возникли ли сложности при выполнении домашнего задания? (проверка д/з.)

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

- Что мы изучали на прошлом уроке? (Деепричастие).

- Что обозначает это понятие? (Деепричастие — особая неизменяемая форма глагола, обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы ч т о д е л а я? ч т о с д е л а в?).

- Признаки каких частей речи есть у деепричастия? (глагола и наречия).

- Чем выражено деепричастие в предложении? (Деепричастия, как и наречия, не изменяются и в предложении выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол-сказуемое).


  1. Целеполагание

Тема нашего урока: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, целями нашего урока будут:

  1. познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

2) выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.


5. Изучение новой темы.

Работа с текстом (раздаточный материал).

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

  1. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

  2. Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

  3. Найти деепричастия.

– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова.

– Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

– А деепричастие с зависимыми словами?

– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

– Определите место деепричастного оборота в предложениях.

– Когда обособляется причастный оборот?

– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.

Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

  1. Проверка понимания изученного.

Упражнение 239. Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть деепричастия с зависимыми словами.

  1. Закрепление изученного материала.

Выполнение упражнения 241 учебного пособия.

1. Вспомните, какую синтаксическую конструкцию образуют причастия вместе с зависимыми словами. 2. Спишите, решая орфографические задачи. Назовите деепричастия с зависимыми словами. 3. Обратите внимание на то, какие знаки препинания ставятся до и после деепричастий с зависимыми словами.

1. Хорошая поэзия учит чувствовать и этим обогащает человека, расширяя и углубляя мир его души. 2. Речка деловито бежала под стенами Кремля, и у подмостков её вода, натыкаясь на камни боков, напоминала морщинками лапки у серых смеющихся глаз.

На письме деепричастный оборот (а также и одиночное деепричастие) выделяется с о б е и х с т о р о н з а п я т ы м и.

Выполнение упражнения 242 учебного пособия.

Вставьте в предложения деепричастные обороты.

1. Терпеливо поджидает лягушек цапля, притаившись на одной ноге. 2. За окном шуршит и плещет дождь, смывая поблёкшие краски леса. 3. Ветви деревьев создавали внизу полумрак, скупо процеживая солнечные лучи. 4. Быстро одевшись, позавтракав и умывшись, мальчики отправились в знакомую бухточку. 5. Сорока громко застрекотала и полетела прочь, распустив  хвост. 6. Алексей вздохнул, прощаясь с затухающим костром, и снова медленно побрёл по дороге.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Прослушивание старинной горской легенды.

“Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой… И безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?”

- Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?

7. Обобщение и систематизация изученного.

Самостоятельная работа учащихся (раздаточный материал).

Тест.

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие –

А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.

4. Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________

5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1,  2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.

Ключ: 1. Б), 2. В), 3. Б), 4. Деепричастный оборот, 5. В), 6. Б)

Оценка
“5”
“4”
“3”
“2”

Ошибки
0
 1–2
3– 4
более 4-х

8. Контроль знаний и умений.

1. Что нового узнали о деепричастии?

2. Что такое деепричастный оборот?

3. Какие знаки препинания ставим при деепричастном обороте и одиночном деепричастии?

4. Всегда ли выделяется деепричастные обороты и одиночные деепричастия запятыми?

9. Рефлексия.

- Материал урока мне был…

- Своей работой на уроке я …

- Урок мне показался…

10. Комментарий оценок.

10. Домашнее задание. Параграф 32, упр. 246.






Работа с текстом (раздаточный материал).

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?


Тест.

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие –

А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.

4. Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________

5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1,  2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.