СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность классного руководителя по формированию толерантности как основы национального своеобразия культуры народов России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деятельность классного руководителя по формированию толерантности как основы национального своеобразия культуры народов России»

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Арзамасский коммерческо-технический техникум









методического объединения классных руководителей







ДОКЛАД

на тему

«Деятельность классного руководителя по формированию толерантности как основы национального своеобразия культуры народов России»

















Выполнила:

Кучина Анна Андреевна





2023 г.

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живёт. Благожелательность к любому народу!

Самому малочисленному!

Эта позиция самая верная, самая благородная.

Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания.

Благожелательность, напротив,

открывает пути правильного познания.

Д. С. Лихачёв



Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с её внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Поэтому, формирование установок толерантного сознания в обществе стало для педагогического коллектива стимулом для систематизации накопленного опыта работы и одновременно толчком для разработки собственных подходов в работе со студентами, посвящённых проблемам толерантности. Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни.


В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.


Проведённый в ходе исследования анализ учебно-методической литературы, изучение опыта работы классных руководителей показали, что проблема межнациональных отношений, споров и конфликтов до конца не решена – ведь в нашей стране проживает более ста пятидесяти наций и народностей, которые не могут развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта. Таким образом, тема доклада «Деятельность классного руководителя по формированию толерантности как основы национального своеобразия культуры народов России» является весьма актуальной.


Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в техникуме, дома, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что студенты все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимыми по отношению друг к другу, что очень непросто.


Юношеский возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.


У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.


Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе. Вместе с тем, в современном образовании практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках средне профессионального образования. Поэтому главная нагрузка и ответственность в работе с подростками ложится на образовательную среду, на педагогов.


  В стенах нашего ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» слово толерантность звучит не часто, но работа ведётся постоянно. Все педагоги постоянно  ведут работу по воспитанию в студентах способности быть открытыми, относиться друг к другу с пониманием. Мы учим их решать конфликты, споры мирным путём, находя компромиссы. Работу по воспитанию толерантности внедряем в урочную и внеурочную  деятельность. Это и классные часы, и психологические тренинги, и различные внеклассные мероприятия. Культуре толерантности невозможно научиться в одиночку, поэтому внеклассная деятельность дает возможность учащимся в неформальной обстановке находить компромисс, на практике регулировать и разрешать конфликты в классе, социально саморазвиваться и самообогащать свой толерантный опыт. Все это ведет к гармонизации отношений между студентами, педагогами, родителями, так как подготовка к внеклассному мероприятию требует совместных усилий всех участников.  Участие студентов в коллективном творческом деле по подготовке внеклассного мероприятия позволяет получать межличностный опыт толерантного общения.

       Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если мы хотим прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, нам необходимо учиться общению.

        Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога. Дети от рождения интернациональны, они по-доброму относятся к окружающим, не разделяя их по национальному признаку.

                 Особая роль в воспитании  нравственности отводится классному руководителю, от которого требуется владение культурой межнационального общения, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится. Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача.

           Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый студент — яркая индивидуальность.

        Чтобы ни говорили об объективности жизненных процессов, но книги мудрых людей разных исторических эпох всегда оказывали и продолжают оказывать своё непреходящее влияние на наш разум, следовательно, и на наши дела, поступки, свершения. Произведения А. С. Пушкина мы воспринимаем как науку жизни. Книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. И. Шолохова стали достоянием поколений людей всего мира. Работы Д. С. Лихачева, выступления А. Д. Сахарова расцениваются, словно заповеди, не меркнувшие во времени. Между тем реальная жизнь не убавляет, а может быть, и более возвышает мудрость людей, которые прошли, что называется, через горнило социальной жизни и пронесли ясный ум, достоинство, совесть и честь. Они своей жизнью, своей праведностью, своей сплочённостью с судьбой Отечества обрели мудрость, опыт, прозорливое видение действительного хода событий. Эти люди заслуживают нашего пристального внимания и того, чтобы им внимать, их слушать, их мыслями духовно питаться.

        Работая классным руководителем, мною применялся ряд программ в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Одна из них «Нравственный кодекс», составленный на основе книги  известного писателя Д. А. Гранина «Интелегенды». Среди наследия  писателя Д.А. Гранина  особое место занимают его публицистические работы (статьи, выступления, эссе). Они представляют собой своеобразный учебник по этике, нравственный компас.  Они могут стать основой для проведения воспитывающих бесед  во время классных часов. Эти занятия способствуют процессу развития таких нравственных личностных качеств, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать, ценить заботу близких людей, учиться дорожить своим временем и т.п.

       Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Юлий Анатольевич  Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем…. Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением».

       Сегодня, когда на Украине расцвел неофашизм, когда Европа задыхается от сотен тысяч мигрантов, когда растут негативное отношение к приезжающим, ксенофобия, возникают открытые столкновения между представителями различных этносов, как никогда актуален вопрос о формировании толерантного отношения людей друг к другу.

       Наследие  писателя Д.А. Гранина как никогда к месту и своевременно. Даниилу Гранину интересно искать свои личные ответы на вечные для человечества вопросы. Ведь большой писатель – всегда мыслитель, только облачающий свои ответы в литературные формы. Его ответы интересны не только в силу литературного дара и мастерства, но и благодаря наличию фундамента, на котором выстроен поиск: «У меня есть твердые ценности, которые мне помогают, которыми я восхищен», – говорит он.  

       Особенность Гранина в обостренной совестливости, сверхчувствительности к чужой боли. И Лихачев, и Гранин оказались в одном ряду – фигур, олицетворяющих простоту и величие русской культуры своего времени.   Гранин предпочитает подняться на трибуну Бундестага в простом звании русского солдата, не склонившего головы ни перед самыми страшными, смертельными опасностями этого мира, ни перед его самыми сладкими соблазнами. И не случайно в слове «Гранин» нам сегодня видятся не только грани. Граней ведь не бывает у чего-либо аморфного. Грани присущи только твердому, очень прочному, настоящему явлению — такому, как русский характер.

     Ушедший в то самое ленинградское ополчение, где на каждого вернувшегося оказалось 99 погибших, сохранивший достоинство в сосуществовании с безжалостной командно-административной машиной, этот человек обрел за свой век удивительный нравственный авторитет, личным бытием поддерживая моральный климат в обществе, напоминая о почти утраченных идеалах просвещения и гуманности, справедливости и милосердия.

        Гранин рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских немцев, больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн, отстаивает мысль о необходимости интернационального сплочения в борьбе за мирное будущее человечества.

          Зачем нужны классные часы, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение? Студенческие годы – важнейший период в развитии личности. Студент активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе, техникуме и институтах духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад образования в развитие культуры мира на Земле.
         Д. Гранин в одной из своих статьей пишет: Лихачев обращал наше внимание на некоторые особенности совести. Совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий. И в самом деле, к человеку порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действеннее, чем бесконечные призывы, пропаганда учителей, воспитателей, даже родителей. Поступок, совершенный целиком по совести, — это свободный поступок. 

          Что же будет держать и держит нашего человека в России?

Держала во многом и может держать нашего человека культура, ощущение той великой культуры, в которой мы все формируемся и растем, — поэзия, театр, музыка, все то, что составляет и составляло прелесть и душу российского народа. И если эта культура становится второстепенной, мало поддерживаемой и мало нужной, то спрашивается: чем мы можем сохранить Россию?

       Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

        Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

          Прекрасной школой воспитания гражданственности может стать немного подзабытое краеведение. В каждом городе, в каждом селе нашей страны должны быть памятники жертвам минувшей войны. Пусть скромные, но не безымянные. Надо спешить, пока живы те, кто помнит имена героев.

        Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Активно участвуя в жизни учреждения, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, родители своим примером воспитывают в детях толерантность, решают задачи поликультурного воспитания.          

          Опираясь на собственный опыт и опыт моих коллег, можно сказать, что практические шаги, которые в последнее время  делаются в направлении формирования и обучения толерантности, дают положительный ответ на поставленные вопросы и вселяют в нас оптимизм.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!