СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность педагога по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогу важно учитывать, что в процессе работы, общей деятельности детей не удается полностью избежать негативных эмоций. Необходимо создать такие условия при которых ребенок не замыкается на долго в отрицательных переживаниях, а учится справляться с ними и находить оптимальное решение для себя.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность педагога по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков»

МБОУ «Гимназия №18»  Козлова Татьяна Николаевна учитель ИЗО, педагог дополнительного образования    г. АЛЕКСИН

МБОУ «Гимназия №18»

Козлова Татьяна Николаевна

учитель ИЗО, педагог дополнительного образования

г. АЛЕКСИН

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. вна

Эмоции –

особый класс субъективных психологических состояний,

отражающих в форме непосредственных переживаний,

ощущений

приятного или неприятного,

отношения человека

к миру и людям,

процесс и результаты

его практической деятельности.

вна

Класс эмоций настроения чувства аффекты страсти стрессы

Класс

эмоций

настроения

чувства

аффекты

страсти

стрессы

 У человека главная функция эмоций состоит в том,  что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

У человека главная функция эмоций состоит в том,

что благодаря эмоциям

мы лучше понимаем друг друга,

можем, не пользуясь речью,

судить о состояниях друг друга

и лучше настраиваться

на совместную деятельность

и общение.

Эмоциональное благополучие ребенка расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие ребенка расценивается

как показатель оптимальности его психического развития

и психологического здоровья.

 Эмоциональное благополучие ребенка в образоватльном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов:  физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды.

Эмоциональное благополучие ребенка в образоватльном учреждении состоит в том,

что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов:

  • физическим самочувствием,
  • психологическим климатом в семье,
  • самооценкой ребенка,
  • его взаимоотношениями с детьми в группе,
  • отношением педагога,
  • особенностями образовательной среды.

Обеспечение эмоционального благополучия в образовательном учреждении будет возможным –  если педагог соблюдает педагогический такт в процессе общения с детьми;  общение строится на основе увлеченности совместным видом деятельности;  осуществляется актуализация положительных эмоциональных состояний;  при применении эмоционально насыщенных средств (юмор, поощрение, подбадривание, ситуация успеха и т.д.).

Обеспечение эмоционального благополучия в образовательном учреждении

будет возможным –

  • если педагог соблюдает педагогический такт в процессе общения с детьми;
  • общение строится на основе увлеченности совместным видом деятельности;
  • осуществляется актуализация положительных эмоциональных состояний;
  • при применении эмоционально насыщенных средств (юмор, поощрение, подбадривание, ситуация успеха и т.д.).
 Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в образовательном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности). Важным условием создания эмоционального благополучия является создание нужного климата в детском коллективе.

Эмоциональное благополучие ребенка

есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка

в образовательном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция,

успешность в сфере общения

и познавательной деятельности).

Важным условием создания эмоционального благополучия является создание

нужного климата в детском коллективе.

Особенности эмоционального климата, необходимые для поддержания учебной деятельности детей и подростков:

Особенности

эмоционального климата,

необходимые для поддержания учебной деятельности

детей и подростков:

    положительные эмоции, связанные с образовательным учреждением и пребыванием в нем. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к образовательному учреждению в семье;

  • положительные эмоции, связанные с образовательным учреждением и пребыванием в нем. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к образовательному учреждению в семье;

 положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями ребенка с педагогом и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни коллектива;
  • положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями ребенка с педагогом и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни коллектива;

 эмоции, связанные с осознанием каждым ребенком своих больших возможностей в достижении успехов в учебно-воспитательной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливой оценки;
  • эмоции, связанные с осознанием каждым ребенком своих больших возможностей в достижении успехов в учебно-воспитательной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливой оценки;

 положительные эмоции от взаимодействия с новым материалом. Психологи выделили ряд стадий -
  • положительные эмоции от взаимодействия с новым материалом. Психологи выделили ряд стадий - "реакций" на новизну материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему увлеченность обучаемых этим предметом;

   положительные эмоции, возникающие при овладении детьми и подростками приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей познавательной деятельности, самообразования. Большую радость у детей и подростков обычно вызывает их самостоятельность в образовательной деятельности.

  • положительные эмоции, возникающие при овладении детьми и подростками приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей познавательной деятельности, самообразования. Большую радость у детей и подростков обычно вызывает их самостоятельность в образовательной деятельности.

 В эмоциональном благополучии существует несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.  Эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения. Переживание успеха - неуспеха достижения целей. Ощущение комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними. 5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

В эмоциональном благополучии существует несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

  • Эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.
  • Переживание успеха - неуспеха достижения целей.
  • Ощущение комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.
  • Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе

и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они

не только сопровождают ту или

иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции

и сами зависят от деятельности

и оказывают на нее свое влияние.

Л.С. Выготский считал, что

Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального

и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми. Немаловажно значение эмоций в обучении, эффективность которого зависит от того какие чувства вызывает сам процесс,

как ребенок переживает свои успехи и неудачи.

Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания - мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют и в соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы.

Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания - мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют и

в соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности,

увеличивая мотивационные механизмы.

Деятельность педагога направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы так же включает в себя:

Деятельность педагога направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы

так же включает в себя:

 актуализация положительных эмоциональных состояний, чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности;  удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового;  предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры;  бодрое настроение и др.
  • актуализация положительных эмоциональных состояний, чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности;
  • удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового;
  • предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры;
  • бодрое настроение и др.
 Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:    Акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);  Применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.);  Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);  Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

  • Акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);
  • Применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.);
  • Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);
  • Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

Вывод: педагогу важно учитывать, что в процессе работы, общей деятельности детей не удается полностью избежать негативных эмоций. Необходимо создать такие условия при которых ребенок не замыкается надолго в отрицательных переживаниях, а учится справляться с ними и находить оптимальное решение для себя.

Вывод:

педагогу важно учитывать,

что в процессе работы,

общей деятельности детей

не удается полностью избежать негативных эмоций. Необходимо создать такие условия при которых ребенок не замыкается надолго

в отрицательных переживаниях,

а учится справляться с ними

и находить оптимальное

решение для себя.

Словарь терминов: Аттракция — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.  Фасилитация  — помогать, облегчать, способствовать, стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией.

Словарь терминов:

Аттракция — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Фасилитация  — помогать, облегчать, способствовать, стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией.

Список используемой литературы:

1.Абрамова Г.С. "Возрастная психология" - М. "Академия" 1997 г.

2.Венгер Л.Д., В.С.Мухина "Психология". М. Просвещение. 1988 г.

3.Грановская Р.М. Элементы практической психологии//Л, 1985

4.Гомезо М.В., М.В.Матюхиной "Возрастная и педагогическая психология". М. Просвещение. 2001 г.

5.Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7-18. Эмоции и потребности: 18-22. Эмоции и личность: 22-25, 37-48, 79-116. Классификация эмоций: 25-37. Чувства: 75-79.)

6.Запорожец А.В. "Психология". М. Просвещение. 1965 г.

7.Игнатьев Е.И., Лукин Н.С., Громов М.Д. "Психология". Москва. 1965 г.

8.Коломенского Я.Л., Е.А. Панько "Психология". Минск. 1988 г.

9.Крутецкий В.А. "Психология". М. Просвещение. 1974 г.

10.Кузин В.С. "Психология". М. Просвещение. 1974 г.

11.Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

12.Люблинская А.А. "Детская психология". Москва. 1971 г. г.

13.Немов Р.С. "Психология". Москва 1995 г. Т. 1.

14.Немов Р.С. "Психология". Москва 2001 г. Т. 219. Урунтаева Г.А.,

15.Урунтаева Г.А. "Детская психология". Москва. 1996 г.

16.Щербаков А.И. "Практикум по общей психологии". Москва 1979 г.

17.Эльконин Д.Б. "Детская психология". Москва. 1960 г.

18.Якобсон П.М. "Психология чувств и мотивации" Москва 1998г.

19. http://dopedu.ru/index.php/statyi/146-2012-05-17-20-14-26

20. http://www.bibliofond.ru/