СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность социального педагога по профилактике противоправного поведения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются внутренние и внешние факторы риска противоправного поведения. Описаны основные направления профилактической работы.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность социального педагога по профилактике противоправного поведения.»

Деятельность социального педагога

по профилактике противоправного поведения.



К сожалению, факторов, негативно влияющих на противоправное поведение подростков, как внешних, так и внутренних, много.

К внутренним факторам риска относятся: ощущение подростком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

К внешним факторам относятся:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса, отделения;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к взрослым:

– грубость;

– недисциплинированность на уроках, во время занятий;

– воровство;

– нарушение режима содержания;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– негативное;

– ожесточенное.



Профилактическая работа социального педагога осуществляется по нескольким направлениям:

1. Изучение и выявление причин дезадаптации подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной направленности личности.

3. Организация специальной, педагогической деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

В 1-ю очередь профилактическая работа социального педагога предполагает изучение социальной ситуации развития учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, воспитателей, мастеров, и др.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. Т.е. выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил, нарушителей нравственно-правовых норм (оскорбление сверстников, взрослых, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча гос. имущества и др.).

Полученная информация дает материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем учащегося.

Стратегии работы:

1) Работа непосредственно с подростком.

В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии — это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов.

2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка.

Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о подростке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на учащегося и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме.

3) Работа с детским окружением ребенка.

Эта стратегия становится необходимой, когда подросток либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив подросток, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в создании условий для включения его в нормальную систему жизнедеятельности. Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

Кроме того формы профилактической работы включают просвещение, беседы, индивидуальное консультирование с применением МАК, которое предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению, групповые занятия – профилактика криминальных установок, социальные тренинги (толерантность), фильмотерапия, терапия организацией досуга - «привлечение и увлечение детей» - акции, конкурсы. Суть заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль – гитара, вокал, изобразительное творчество, трудовая терапия – повышение профессиональной мотивации: трудовая деятельность, как способ самореализации, отвлечение от бессмысленного времяпрепровождения, как способ заработать деньги на повседневные нужды.

Не мало важную роль в предупреждении противоправного поведения подростков играет воспитание у них чувства ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения, а в случае причинении вреда другому человеку или обществу – осознанного желания исправить ситуацию.

Речь идет об участии воспитанников (нарушителей) в примирительных процедурах.

Восстановительных подход в работе с такими подростками строится на принципах:

  • Ориентации на нужды и интересы потерпевшей стороны, ставя ее в центр работы по разрешению сложившейся ситуации;

  • Принятия сторонами конфликта ответственности по выходу из него;

  • Взаимодействие сторон только на добровольной основе, при активной позиции воспитанника с использованием диалога;

Таким образом, программы примирения являются эффективным элементом воспитательной системы по профилактике противоправного поведения подростков.