Деятельность социального педагога
по профилактике противоправного поведения.
К сожалению, факторов, негативно влияющих на противоправное поведение подростков, как внешних, так и внутренних, много.
К внутренним факторам риска относятся: ощущение подростком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
К внешним факторам относятся:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса, отделения;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к взрослым:
– грубость;
– недисциплинированность на уроках, во время занятий;
– воровство;
– нарушение режима содержания;
– немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное;
– негативное;
– ожесточенное.
Профилактическая работа социального педагога осуществляется по нескольким направлениям:
1. Изучение и выявление причин дезадаптации подростков.
2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной направленности личности.
3. Организация специальной, педагогической деятельности с подростками, входящими в группу риска.
4. Взаимодействие с другими специалистами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
В 1-ю очередь профилактическая работа социального педагога предполагает изучение социальной ситуации развития учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, воспитателей, мастеров, и др.
Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. Т.е. выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил, нарушителей нравственно-правовых норм (оскорбление сверстников, взрослых, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча гос. имущества и др.).
Полученная информация дает материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем учащегося.
Стратегии работы:
1) Работа непосредственно с подростком.
В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии — это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов.
2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка.
Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о подростке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на учащегося и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме.
3) Работа с детским окружением ребенка.
Эта стратегия становится необходимой, когда подросток либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив подросток, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в создании условий для включения его в нормальную систему жизнедеятельности. Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.
Кроме того формы профилактической работы включают просвещение, беседы, индивидуальное консультирование с применением МАК, которое предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению, групповые занятия – профилактика криминальных установок, социальные тренинги (толерантность), фильмотерапия, терапия организацией досуга - «привлечение и увлечение детей» - акции, конкурсы. Суть заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль – гитара, вокал, изобразительное творчество, трудовая терапия – повышение профессиональной мотивации: трудовая деятельность, как способ самореализации, отвлечение от бессмысленного времяпрепровождения, как способ заработать деньги на повседневные нужды.
Не мало важную роль в предупреждении противоправного поведения подростков играет воспитание у них чувства ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения, а в случае причинении вреда другому человеку или обществу – осознанного желания исправить ситуацию.
Речь идет об участии воспитанников (нарушителей) в примирительных процедурах.
Восстановительных подход в работе с такими подростками строится на принципах:
Ориентации на нужды и интересы потерпевшей стороны, ставя ее в центр работы по разрешению сложившейся ситуации;
Принятия сторонами конфликта ответственности по выходу из него;
Взаимодействие сторон только на добровольной основе, при активной позиции воспитанника с использованием диалога;
Таким образом, программы примирения являются эффективным элементом воспитательной системы по профилактике противоправного поведения подростков.