Деятельность современного логопеда, как педагога образовательной организации.
Электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) бурно вошли и прочно укрепились в отечественной системе образования. Введена в действие целая серия национальных стандартов «Электронные образовательные ресурсы в образовании», регламентирующая различные виды и способы использования ЭОР образовательными учреждениями. На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования в РФ.
Роль электронных образовательных ресурсов в современном образовании закреплена в нормативных документах. В статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодательно установлено, что приоритетными признаются такие виды профессиональной педагогической деятельности как экспериментальная и инновационная, основной формой которой является реализация инновационных проектов. В данной статье определяется направленность инновационной деятельности педагогов на «разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов…», целью которой является «… обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социальноэкономического развития Российской Федерации в сфере образования.
Более простым языком, ЭОР - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. А. В. Кузнецова отмечает, что в узком смысле электронным образовательным ресурсом будет только та часть этого программного обеспечения, которая может быть непосредственно спроектирована и использована педагогом. Тогда ЭОР могут быть представлены двумя значительно отличающимися аспектами:
Первый аспект – электронный образовательный ресурс может рассматриваться как авторский учебный материал, оформленный в электронном виде (образовательный контент). В этом случае проектировщик ЭОР становится их автором. А на сами ресурсы, так же, как и на другие научнометодические материалы: учебники, пособия, методические указания распространяются определенные правила оформления, например, согласованные в установленном порядке выписки из заседания кафедры, рецензии на подготовленный электронный учебный материал, в частности может быть получен ISBN.
Второй аспект – электронный образовательный ресурс может рассматриваться как компьютерная программа или программы на носителе данных.
Рассмотрим использование ЭОР в различных направлениях деятельности учителя-логопеда.
В своей методической работе педагог может использовать информационные интернет–ресурсы. Контент Internetпорталов правовой информации: нормативно-правовое обеспечение деятельности логопеда. Контент баз данных, информационно-справочных и поисковых систем. Контент образовательных порталов и сайтов: новации в научном и методическом обеспечении, обмен опытом, подбор дидактического материала. Работа с контентом: клуб логопедов «Логобург», ТЦ «Сфера», сайт «Игробуквотека», портал «Логопед.ru», Логопедический портал, сайт «Логопедия для всех», сайт «Логопункт», портал «Логопеды.ru», сайт УЦ «Логопед-мастер», сайт «Заикание.ru», сайт «Логозаврия», сайт «logopediya.com: Логопед», развивающий портал «Мерсибо». Личные сайты теоретиков и практиков логопедии. В диагностической деятельности учитель-логопед может использовать следующие ЭОР: «Видимая речь», «Технология экспресс-диагностики речевого развития старших дошкольников» Т. Л. Вербицкой. Также работа с контентом развивающего портала «Мерсибо»: применение предлагаемых порталом речевых карт и диагностических дидактических материалов.
Учитель-логопед может адаптировать электронные образовательные ресурсы для решения практических задач. Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков. Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Формирование лексико-грамматических категорий: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование. Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность. Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов. Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук [2, с. 121]. Задачи, решаемые в процессе использования информационно-компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях: в последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционноразвивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных 92 процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
В наше время повышенный интерес дети проявляют к компьютеру. ЦОР способствуют всестороннему развитию детей, активизируют учебный и воспитательный процесс, способствуют закреплению полученных знаний, помогают мне в подготовке к занятиям.
Помимо всех плюсов компьютерных игр существует еще один. Позволяя ребенку играть на компьютере, но в то же время мягко ограничивая время нахождения перед монитором, родители учат ребенка правилам обращения с «игровой машиной». Необходимо с самого раннего возраста объяснять ребенку, почему нельзя долго играть на компьютере, отвлекать его на не менее интересные занятия в «реальном мире». Это позволит избежать многих проблем, связанных с «игроманией».
Формируя правильные понятия у ребенка и не пуская все на самотек можно получить колоссальный положительный результат использования цифровых образовательных ресурсов.
Сегодняшнее время компьютерных технологий и чтобы ребёнку адаптироваться в нём, необходимо с детства научиться пользоваться цифровыми ресурсами. Компьютерные и мультимедийные игры ориентированы на пошаговое развивающее обучение в различных содержательных областях.
Но также не стоит забывать и о традиционных методических пособиях, настольных и словесных игр которые тоже вносят незаменимую помощь в развитие детей.
Лицензионные компьютерные развивающие игры на дисках:
Обследование детей:
-«Логопедическая экспресс - диагностика»; ООО «Мерсибо» 2014год. Все права защищены.
Разучивание артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики:
- «Моя мама логопед» - диск 1; И.П. Сеньшина, ОГРН 305833521200148
Постановка, автоматизация и дифференциация поставленных звуков:
- «Начинаю говорить»; ООО «Мерсибо» 2014год. Все права защищены.
- «Учимся говорить правильно»; ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2011 год.
- «Моя мама логопед» - диск 1, диск 4; лицензия: И.П. Сеньшина, ОГРН 305833521200148
Развитие связной речи:
- «Моя мама логопед» - диск 4; лицензия: И.П. Сеньшина, ОГРН 305833521200148
- « Дошкольное развитие» - речевые тренинги; лицензия: ВАФ № 77-178
Развитие грамматического строя речи:
-«Гарфилд – лексика и грамматика»; лицензия МПТР РФ серия ВАФ № 77-15. ГОСТ Р 51121-97
- « Дошкольное развитие» - речевые тренинги; лицензия: ВАФ № 77-178
-«Моя мама логопед» - диск 2; лицензия И.П. Сеньшина, ОГРН 305833521200148
Коррекция слоговой структуры слова:
- «Говорим правильно слова»
-«Моя мама логопед» - диск 2; лицензия И.П. Сеньшина, ОГРН 305833521200148
7. Обучение грамоте:
- «Работа над ошибками»; ООО «Мерсибо» 2014год. Все права защищены.
- «Начинаю читать»; ООО «Мерсибо» 2014год. Все права защищены.
-«Скоро в школу»; лицензия № ВАФ 77- 238. ООО «Диск Про Плюс»
-«Гарфилд – учим буквы и слова»; лицензия МПТР РФ серия ВАФ № 77-15. ГОСТ Р 51121-97
-«Читаем по слогам»; ООО «Деймос», лицензия серии ВАФ 77-240 от 16 марта 2006 года.
- « Дошкольное развитие» - обучение грамоте; лицензия: ВАФ № 77-178
8.Развитие внимания, памяти, мышления:
- «Ума палата»; ООО «Мерсибо» 2014год. Все права защищены.
-«Тренируем память и внимание с Лунтиком»; лицензия МПТР Россия ВАФ №77-178. ГОСТ 27667-88.
-«Моя мама логопед» - диск 3; лицензия И.П. Сеньшина, ОГРН 305833521200148
- «Маленький гений»; лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 21.09.2007 г.
9.Развитие фонематического слуха:
-« Звуковой калейдоскоп»; ООО «Мерсибо» 2014год. Все права защищены.
- «Учимся говорить правильно»
- «Моя мама логопед»- диск 4 логопедические распевки; лицензия И.П. Сеньшина, ОГРН 305833521200148
10. Логопункт www.logopunkt.ru
Сайт предназначен для широкого круга пользователей - логопедов, дефектологов, а также родителей, заинтересованных в исправлении речи своих детей. На сайте представлены: Описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; Материалы о самых современных методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий, а также применении компьютера в специальном образовании; Информация по безопасности работы на компьютере; Статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии; Документы, необходимые для работы логопеда; Детская рубрика.
11.Логозаврия www.logozavr.ru
На сайте представлены обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников и младших школьников, компьютерные учебно-методические программы и комплексы для образовательных учреждений, разработанные с участием учителей, логопедов, психологов, воспитателей дошкольных учреждений.
12. Логопед.ru www.logoped.ru
Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых. Так же на сайте размещены электронные учебники для малышей с интересными сюжетными заданиями.
13. Логопедический кабинет www.logos.pp.ru
Информация для логопедов, а также много материалов для родителей и просто взрослых интересующих логопедической темой.
14.Искусство говорить www.corrects.ru
Авторский сайт логопеда И. Соловьёвой о культуре речи. Механизмы речи, этапы развития речевой системы, а также преодоление трудностей на пути овладения речью – предмет рассмотрения предлагаемого раздела.
15. Практическая логопедия logopedi.narod.ru
Сайт предназначен для логопедов. Представлено описаниеигротек по разделам. Концепция логопедической работы и т.д.
16.Развитие речи www.r-rech.ru
Сайт журнала «Развитие речи». Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.
17.http://bibliofond.ru/view.aspx?id=514830 Логопедические игры.
Литература
1. Витченко О. В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам / О. В. Витченко // Международный журнал экспериментального образования, 2013. № 4. С. 66–68.
2. Душкина И. Е. Использование информационных технологий в коррекционной работе учителялогопеда / И. Е. Душкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. № 30. С. 120–124.
3. Жукова М. А. Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной педагогике: современные возможности визуализации речи в обучении произношению / М. А. Жукова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки, 2014. № 4. С. 10–12.
4. Кузнецов А. В. Электронные образовательные ресурсы: перспективы и направления развития / А. В. Кузнецов // Высшее образование сегодня, 2014. № 8. С. 20–26. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет мне разнообразить учебный процесс, значительно повысить результативность процесса обучения и воспитания детей, подготовить их к школе, улучшить взаимодействие с родителями воспитанников и воспитателями группы.