Деятельность учителей-предметников по конструированию урока с целью выполнения учебных задач
Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.
А. Бернард Шоу
Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания. Современный этап развития нашего общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача - развития у индивида таких умений, которые позволили бы ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, а так же овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования. Особое значение в этой ситуации возложено на школьное образование. Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. Сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:
- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Учебная деятельность – это один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого является содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Это особая деятельность учащегося, которая сознательно направлена на усвоение знаний. Сформировать учебную деятельность школьника – значит научить его учиться. Становление учебной деятельности - процесс многоплановый, сложный, он может идти многообразными путями. Это зависит от того, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этой деятельности.
Структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:
мотивацию;
учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;
учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи;
действия контроля, переходящие в самоконтроль;
действия оценки, переходящие в самооценку.
Проанализируем каждый из компонентов подробнее.
Первый компонент - мотивация. Как уже известно, учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б.Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Второй компонент - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное "открытие" и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.
Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.
Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы развивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.
Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль - за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.
Последний этап контроля - оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки -насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.
Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми.
Сформированность компонентов учебной деятельности проявляется в том, что, очутившись перед необходимостью решения задачи, ученик может «умственно проиграть» строение необходимой самостоятельной деятельности из ее решения сначала на уровне общего способа, а затем и конкретных действий и уже после того последовательно воспроизвести на практике весь необходимый алгоритм учебных действий, сопровождая его действиями самоконтроля и самооценивания.
Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты.
Разделы урока | Функциональные блоки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Начало урока | Интеллектуальная разминка или простой опрос | «Да-нетка» | Удивляй! Отсроченная отгадка | Фантастическая добавка | «Светофор» | Щадящий опрос | Идеальный опрос | Взаимоопрос | УМШ(фронтально, со всем классом) | Игра в случайность | Театрализация | Обсуждаем Д/З |
Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Фантастическая добавка | Практичность теории | Пресс-конференция | Вопрос к тексту | Лови ошибку! | Доклад | Театрализация | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Проблемный диалог Лекция, сам. работа с уч. материалами |
Закрепление тренировка, отработка умений | Лови ошибку! | Пресс-конференция | УМШ | Игра-тренинг | Игра в случайность | «Да-нетка» | Деловая игра «Компетентность» | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Тренировочная контрольная работа | Устный программируемый опрос | Взаимоопрос Щадящий опрос |
Повторение | Своя опора | Повторяем с контролем | Повторяем с расширением | Свои примеры | Опрос-итог | Обсуждаем Д/З | Пересечение тем | Деловая игра «Компетентность» | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Игра в случайность | «Да-нетка» Показательный ответ |
Контроль | «Светофор» | Опрос по цепочке | Тихий опрос | Программируемый опрос | Идеальный опрос | Фактологический диктант | Блиц-контрольная | Релейная контрольная работа | Выборочный контроль | Обычная контрольная работа | | |
Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Необычная обычность | Особое задание | Идеальное задание | Творчество работает на будущее | Сам. работа с уч. материалами | | | | | |
Конец урока | Опрос-итог | Отсроченная отгадка | Роль «психолог» | Роль «подводящий итоги» | Обсуждаем Д/З | Занимательные задачи на «+» | Обсуждение «фразы недели» | | | | | |
Подводя итог, приведу выдержку из книги Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники»:
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", говорил академик Александр Львович Минц.
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.
ФОРМУЛИРОВКА: освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.