СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность учителя – дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя – дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.»

Деятельность учителя – дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Третьякова Елена Александровна,

учитель-дефектолог

ОКОУ «Курская школа «Ступени»


Основной целью модернизации системы образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В последние годы в нашей школе наблюдается увеличение количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Среди данных категорий детей наибольшее количество составляют дети с отклонениями в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта).

Виды ограничения

2016-2017

2017-2018

2018 - 2019

Дети с ЗПР

17 чел.

32 чел.

30 чел.

Дети с нарушением зрения

1 чел.

1чел.

-

Дети с нарушением слух

-

1 чел.

-

Дети с расстройством аутистического спектра

2 чел.

2 чел.

2 чел.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

51 чел.

63 чел.

60 чел

Дети-инвалиды

14 чел.

  1. ел.

14чел.


Учебный процесс осуществляется в разных организационных формах: общеобразовательные классы - 33 класса; классы с углубленным изучением отдельных предметов - 6, профильные классы - 2.

Дети с ОВЗ обучаются в 20 общеобразовательных классах; в 5 классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), индивидуальное обучение на дому получают 17 обучающихся.

Расширяется кадровое обеспечение, необходимое для обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ: два социальных педагога, три педагога – психолога, два учителя – логопеда, три учителя – дефектолога, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ, тьютер, учитель адаптивной физической культуры, учителя начальных классов, учителя – предметники.

Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологическимзнаниям педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Поэтому все педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации. Три педагога прошли курсы профессиональной переподготовки.

Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. В школе созданы и успешно и эффективно функционируют:

- психолого-социально-логопедическая служба;

- психолого-медико-педагогический консилиум;

- центр психолого-социально-медицинской помощи;

- методическое объединение учителей, работающих в классах для детей с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум является той точкой «притяжения» всех специалистов, где планируется, разрабатывается и корректируется весь процесс психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ОВЗ. В рамках деятельности ПМПк разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, планы консультативной и информационно-просветительской работы с семьями обучающихся с ОВЗ и с семьями детей – инвалидов. Учитель – дефектолог является связующим звеном в построении всего коррекционно-развивающего процесса, в котором находится ребёнок с ОВЗ.

Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий. Таким образом, основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи обучающимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.

Формы работы:

- групповые занятия — работа с группой обучающихся, объединенных общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;

- индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с обучающимися, которые имеют выраженные нарушения развития.


Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:


Диагностическое:

Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.

Данное направление предполагает: а) предварительную беседу с педагогамиобучающими ребёнка с ОВЗ, изучение документации и рекомендаций ТПМПК;

б) педагогическое наблюдение за обучающимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;

в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;

г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития обучающегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи).

Коррекционное:

Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.

Задачи:

- нормализация ведущей деятельности;

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- формирование навыков социального взаимодействия.

Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю. Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования или основного общего образования, разработанных для разных категорий обучающихся с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.


Консультативно-просветительское направление

Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.

Данное направление предполагает:

а) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:

- наблюдение учебного процесса;

- совместное обсуждение проблем развития и образования обучающихся с ОВЗ;

- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;

- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;

- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений;

- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.

б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:

- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;

-совместное составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;

- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;

- участие в родительских собраниях;

- проведение открытых занятий.


Аналитическое направление

Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

Данное направление предполагает:

а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;

б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;

в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальный образовательный маршрут;

г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.

Организация учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего пространства для всех категорий обучающихся может быть по настоящему эффективной только при общей работе всего педагогического коллектива.

Именно к такой системной работе стремится администрация, специалисты и педагоги нашей школы.



4