Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя математики по формированию функциональной математической грамотности обучающихся.»
Деятельность учителя математики по формированию функциональной математической грамотности обучающихся.
Учитель математики высшей категории Шишкина Г.В
МБОУ «Барабановская СОШ» г.о.Кашира. 2021год
Подготовка обучающихся общеобразовательной школы должна быть направлена не только на формирование грамотности (система знания, умения, навыки), но и на развитие основ функциональной грамотности – умений использовать приобретенные знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Одним из мониторингов сформированности функциональной грамотности служит тестирование PISA.
PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), в рамках которой оцениваются знания и навыки обучающихся школ в возрасте 15-ти лет.
В исследовании PISA математическая грамотность определяется как «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира»
Для успешного прохождения этого тестирования необходимо познакомить обучающихся и их родителей с образцами заданий международного исследования . Учить решать задачи формата PISA. Это можно делать на занятиях внеурочной деятельности, а также организовать обучение школьников в дистанционном режиме.
В своей педагогической деятельности по формированию функциональной математической грамотности я использую следующие Интернет ресурсы.
На сайте Института стратегии развития образования Российской Академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» имеются материалы по шести направлениям функциональной грамотности, которые включают: демонстрационные материалы, банк заданий, характеристики заданий ,методические рекомендации и критерии оценивания.
На сайте Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет" (ГОУ ВО МО "ГСГУ") https://gukolomna.ru/obrazovanie/funktsionalnaya-metmaticheskaya-gramotnost.php предлагается ряд видео-уроков, видео-задач, а так же банк задач практико-ориентированной направленности.
На сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/
доступны диагностические работы по формированию функциональной грамотности. Предоставлены спецификация работ, методические рекомендации и критерии к оцениванию. Причем работы созданы так, что часть работы проверяет эксперт, а часть работы проверяется автоматически. По завершению проверки учитель может скачать результаты.
Для назначения диагностических работ учителю необходимо зарегистрироваться на сайте РЭШ, регистрация для обучающихся необязательна, они получают код работы для входа в систему.
Открытые задания из сборника PISA: математическая грамотность -Минск: РИЗК, 2020-252с.
Для более эффективной работы по формированию функциональной математической грамотности я создала облачный банк «Проект PISA-math в МБОУ «Барабановская СОШ» г.о.Кашира» для открытого доступа обучающихся и их родителей к заданиям. https://sway.office.com/OKiSbeZrHGA7UGlo?ref=Link
Здесь имеются все ссылки на вышеперечисленные Интернет ресурсы и примеры заданий для формирования функциональной математической грамотности.
Хочу завершить свое выступление словами венгерского математика «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Дьёрдь Пойа.
Спасибо за внимание.