«Деятельность учителя по развитию финансовой грамотности школьников на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС»
Гасанова Матанат Вахтан кызы
учитель математики 1 категории МБОУ СШ №23 им.П.А. Акинфиева
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ
ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Начальное общее образование
Основное общее образование
Окружающий мир
Математика
Информатика
Математика
Обществознание
География
Дополнительно
можно включить элементы финансовой грамотности в уроки ОБЖ, Литературы, Физики и др.
Основное общее образование
45.5. Предметные результаты по предметной области «Математика и информатика» должны обеспечивать:
45.5.1. По учебному предмету «Математика» (включая учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика») (на базовом уровне):
8) умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами ); умение составлять выражения, уравнения, неравенства и системы по условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность полученных результатов
45.5.2. По учебному предмету «Математика» (включая учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика») (на углубленном уровне):
12) умение решать задачи разных типов , в том числе на проценты, доли и части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами; умение составлять выражения, уравнения, неравенства и системы по условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность полученных результатов;
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Математика»
5 КЛАСС
Тема раздела, курса
Программное содержание
Натуральные числа. Действия с натуральными числами
Предметные результаты
Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки
6 КЛАСС
Решать текстовые задачи арифметическим способом, использовать зависимости между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др .): анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимые данные, устанавливат ь зависимости между величинами, строить логическую цепочку рассуждений.
Дроби
Дробь. Правильные и неправильные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Смешанная дробь. Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби. Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби. Применение букв для записи математических выражений и предложений
Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия.
Примеры задач
«Математика»
5 класс
Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки
Задача 1. Решите задачи составлением выражения. Что общего в этих задачах?
1) Лена купила 9 лимонов по цене 15 р. и 6 гранатов по 25 р. за штуку. Сколько денег Лена заплатила за покупку? 9*15+6*25 = 285 руб.
2) В магазин привезли лимоны: 9 ящиков по 5 кг и 6 ящиков по 7 кг. Сколько килограммов лимонов при везли в магазин? 9*5+6*7 = 87 кг.
Задача 2. В таблице приведена стоимость билета в театр в зависимости от ряда и времени спектакля.
Заполните пропуски в предложениях.
- Если купить три билета на спектакль в 18:00 на 5, 9 и 10-й ряды, то потребуется заплатить ... р. 400+480*2 = 1360 руб.
- Если купить три билета на спектакль в 16:00 на 5, 9 и 10-й ряды, то потребуется заплатить ... р. 200+250*2 = 700 руб.
- Экономия денег на дневной спектакль по сравнению с вечерним составляет ... Р 660 руб.
Примеры задач
«Математика»
5 класс
Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки
Задание 3. Семья из трёх человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 770 р. Автомобиль расходует 9 л бензина на 100 км пути, расстояние по шоссе 700 км, а цена 1 л бензина равна 30 р. Сколько придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих?
Заполните пропуски в предложениях.
- Семья заплатит ... р. за поездку на поезде. 770*3 = 2310 руб.
- На поездку из Санкт-Петербурга в Вологду потребуется ... л бензина . 9*7 = 63 л
- За бензин нужно заплатить ... р. 63*30 = 1890 руб.
- За наиболее дешевую поездку из Санкт-Петербурга в Вологду нужно заплатить ... р. 2310-1890 = 420 руб.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Математика»
7 КЛАСС
Тема раздела, курса
Программное содержание
Числа и вычисления.
Предметные результаты
Рациональные числа
Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики.
8 КЛАСС
Решать задачи на части, проценты, пропорции, на нахождение дроби (процента) от величины и величины по её дроби (проценту), дроби (процента), который составляет одна величина от другой. Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач.
Дроби
Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты
Решать практико-ориентированные задачи на дроби, проценты, прямую и обратную пропорциональности, пропорции
Объяснять , что такое процент, употреблять обороты речи со словом «процент». Выражать проценты в дробях и дроби в процентах, отношение двух величин в процентах.
Вычислять процент от числа и число по его проценту.
Можем решать задачи на :
- расчет стоимости товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки, на оплату работы , размен монет, с помощью составления линейных уравнений и их систем;
- повышение и понижение цены товара;
- проценты с постоянной и переменной процентной базой;
- кредиты и депозиты с помощью формул сумм арифметической и геометрической прогрессий
- применение функций спроса и предложения, на установление рыночного равновесия и равновесной цены, торгового дефицита и избыточного предложения.
Сборники специальных модулей по математике
https:// fmc.hse.ru/spesialmod
https:// fmc.hse.ru/polmat
Сборники специальных модулей по математике
https://fmc.hse.ru/spesialmod
https://fmc.hse.ru/data/2022/08/20/1647018425/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%20%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0..%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%2010-11%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B%20%5B2019%5D.pdf
https://fmc.hse.ru/data/2022/08/20/1647018322/62267_7d941883da54ddd0fa1ebe7f51ea25f2.pdf
Методические рекомендации по использованию
Какие образовательные ресурсы использовать для обучения?
Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» // https://fingram-history.oc3.ru/
Основные образовательные ресурсы
по финансовой грамотности
5
Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/
4
3
УМК, разработанные Федеральным методическим центром по финансовой грамотности НИУ ВШЭ // https://fmc.hse.ru/methodology
Образовательные проекты ПАКК:
серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/
учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/
2
1
Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://xn--80atdl2c.xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/
УМК, разработанные Федеральным методическим центром по финансовой грамотности НИУ ВШЭ // https://fmc.hse.ru/methodology
https://fmc.hse.ru/5-7forms
Образовательные ресурсы
по финансовой грамотности
Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://xn--80atdl2c.xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/
Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations /
Анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/
Основные образовательные ресурсы
по финансовой грамотности
мультфильмы
https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/
https://www.youtube.com/watch?v=vaGnAN_DJXU
Основные образовательные ресурсы
по финансовой грамотности
мультфильмы
https://fincult.info/teaching/multiki-o-finansakh-5/
https://www.youtube.com/watch?v=vWonuVlrV_s
«Интерактивный развлекательно-просветительский мульт-сериал «Богатый бобрёнок»
Бобрёнок, все знают, что Вы самый богатый обитатель нашего леса. Расскажите телезрителям, в чём секрет Вашего успеха?
https://bobrenok.oc3.ru/
Вспомогательные ресурсы
по финансовой грамотности
Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» // https://intpract.oc3.ru//
https://fmc.hse.ru/data/2020/03/24/1567456990/Katalog%2017.02.20%20final.pdf
Официальные порталы Проекта:
https://vashifinancy.ru/
https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/
Банк методических разработок по финансовой грамотности https://fmc.hse.ru/methbank
Вспомогательные ресурсы
по финансовой грамотности
https://fingrabli.inp.ru/
Сценарии отдельных мероприятий
https://edu.pacc.ru/individualevent/
Спасибо за внимание!