Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
к процессу обучения
С.В. Ревтова
МБОУ «Гимназия» г. Абакана
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь».
Эта китайская мудрость актуальна и в настоящее время. В соответствии с п. 8 ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».[1]
Многие согласятся с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят стать хорошими учениками. Но проработав в школе более 20 лет, убеждаюсь в том, что не всем детям это удается, многие из них уже в первые дни пребывания в школе, столкнувшись с первыми трудностями, разочаровываются. Оказывается, часами сидеть за партой, слушать учителя, выполнять школьные правила не так интересно, как ожидалось. Так школа одного за другим теряет своих поклонников, рвавшихся в шесть-семь лет стать «настоящими школьниками». Почему так происходит? Почему многие дети, имеющие в ДОУ высокий уровень развития, уже в 1 классе снижают свои способности?
Перед учителями встаёт целый ряд проблемных вопросов, требующих переосмысления своего педагогического опыта: «Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации?», «Что нужно делать, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой?», «Как научить учиться?», «Как добиться достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения?»
Но как бы, то ни было, я считаю, что с первых дней обучения в школе необходимо пересмотреть имеющиеся приёмы и методы обучения и воспитания, через призму успешной адаптации ребёнка в первую неделю обучения в школе.
Ответы на многие вопросы я смогла найти у Г.Н. Цукерман – доктора психологических наук, профессора, которая разработала принципы построения учебных предметов, когда дети овладевают не только содержанием, но и, что особенно важно, формой учебной деятельности, а также у К.Н. Поливановой – специалиста в области психологии детского развития. Г. Н. Цукерман в соавторстве с К.Н. Поливановой, разработали программу адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь». Эта программа помогает первокласснику построить содержательный образ «настоящего школьника»; у ребёнка создаётся представление о школе как о месте, где он будет принят весь, целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, переживаниями.
На этих уроках происходит обучение навыкам учебного сотрудничества. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать, оценивать друг друга так, как это делают настоящие школьники.
Для усвоения различных способов поведения в курсе «Введение в школьную жизнь» широко используются знаки и жесты, помогающие ребенку лучше и быстрее усвоить правила. На простых беспроигрышных заданиях дети учатся действовать по школьным правилам и понимают, что на уроках ценятся разные варианты ответов.
Формы организации обучения в адаптационный период очень разнообразны и динамичны. Часть урока можно проводить в кругу на стульчиках, за столами в группах, используя обычную рассадку детей, - учеников надо научить работать в различных вариантах, т.к. урок в течение всего года требует динамичности.
В первую неделю сентября я провожу по три урока ежедневно, используя приёмы и методы, описанные в программе «Введение в школьную жизнь» Г. Н. Цукерман и К. Н. Поливановой. Приведу несколько примеров.
С первого дня формируются группы с помощью определённой расстановки мебели. На первых занятиях группы могут формироваться по различным признакам (цвет волос, глаз, по дате рождения и т.п.)
Т
ак как обучение осуществляется в форме работы с группами, необходимо, чтобы дети познакомились друг с другом. Дети должны договориться между собой: кто будет представляться первым. Вводится знак «Я». [2]
Знак «Я»
Это происходит в виде пантомимы: ребёнок показывает на себя и все должны с этим согласиться. Учитель в это время стоит спиной к классу. После сигнала учитель поворачивается, и из каждой группы должен встать тот, кто будет говорить первым. Для запоминания имён друг друга в группе проводится игра «Снежный ком», где каждый ребёнок называет имена предыдущих детей и добавляет своё.
На следующих занятиях выбирается название группы, которое они должны представить, выбрав одного выступающего, а потом это название коллективно изображается в виде эмблемы.
Для сплочения и взаимодействия в группе также проводятся различные игры. Например, игра «Зеркало», в которой дети должны выбрать себе пару и договориться о распределении ролей: один будет «зеркалом», а другой – «изображением», где один показывает (например, движение), а другой повторяет. Потом дети меняются ролями. При данной форме работы вводится знак «Мы». [2] На данном этапе также используются подвижные игры: «Ниточка и иголочка», «Третий лишний» и др.
Знак «Мы»
Очень интересно проходит работа с использованием схемы класса, она является средством организации фронтальной и групповой работы. С первых занятий следует формировать у детей умение пользоваться схемой.[2] Для этого нужно установить соответствие между элементами схемы и обозначаемыми предметами в классе. Эту схему можно изменять, так как она имеет съёмные элементы. Дети должны научиться находить себя и свою группу на схеме. Здесь будет уместно использование игр: «Что изменилось», «Определи что это или кто это».
Схемы класса
Очень важно, чтобы при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, основной акцент в деятельности первоклассников должен быть сделан не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе начального образования смогли бы активно овладевать предметным содержанием. Ученики на первой неделе обучения накапливают багаж умений учиться, чтобы дальнейшее обучение сделать успешным.
Практика работы с использованием программы «Введение в школьную жизнь» Г. Н. Цукерман и К. Н. Поливановой показывает положительные результаты. После первой недели занятий дети хорошо уже знают друг друга, умеют работать в группах, стараются следовать правилам школьника на уроках и на переменах. Адаптационный период проходит намного быстрее и безболезненно для ребёнка.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2.Цукерман Г.А. ПоливановаК.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2003. С.22-24.