Педагогический калейдоскоп
Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим деятельностную игру под названием «Педагогический калейдоскоп».
Калейдоскоп – мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (н-р, викторина, информинутка, блиц, минисценка, миниобзор и т.д). Сегодня Вы покажете оригинальность своего мышления, смекалку, находчивость и остроумие.
Цель: определение профессиональной компетентности современного учителя для достижения высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы на муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения.
Задачи:
1. Определить ключевые профессиональные компетенции учителя, уточнить понятийно - категорийный аппарат, обосновать их состав и содержание.
2. Разработать механизм формирования и развития профессиональных компетенций учителя средствами компетентностного образования.
3. Спроектировать критерии оценки профессиональных компетенций учителя.
Форма проведения: организационно-деятельностная игра.
НА СЛАЙДЕ: Главной задачей современного образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и ... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
М. Ноулз Малколм Шепард Ноулз — американский педагог, занимался проблемами обучения взрослых. Разработал принципы андрагогики. Ноулзу приписывают фундаментальное влияние на развитие гуманистической теории обучения, и в использовании построенных учениками планов в процессе обучения.
Послушайте притчу.
Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»— спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку.
Сейчас я предлагаю нам попробовать свои силы и разобраться, каким же должен быть современный учитель, который идет в ногу со временем, может справиться с проблемами и выпустить из стен школы выпускника, современного успешного человека, который также не боится трудностей и обладает определенными компетентностями соответствующими человеку современного общества.
Разминка: Упражнение «Кто есть кто?» Тест «стандартный нестандартный учитель»
Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Организованный.
3. Неровно успевающий.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддерживать общее дело.
8. Стабильно успевающий.
9. Занятый своими делами.
10. Быстро, «на лету» схватывающий.
11. Не умеющий общаться, конфликтный.
12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
13. Приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных?
Если «четных плюсов» больше, я вас поздравляю: вы совершенно нестандартный учитель!
НА СЛАЙДЕ: Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Януш Корчак
Предлагаю разделиться на две команды.
Групповая работа.
Сейчас мы с вами будем работать в группах. Для того, чтобы начать работу, послушайте притчу.
Притча (сотрудничество)
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось, как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.
Памятка (НА СЛАЙДЕ)
Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:
Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.
Откровенность и доброжелательность в общении.
« Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.
Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
1 ЗАДАНИЕ: Блиц-опрос по ФГОС
Вопросы для блиц-опроса:
Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС OОО.
В каком году приняты обновленные ФГОС? (Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно).
Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход).
Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОО, педагоги)
Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия)
Перечислите виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика).
Назовите документ, обеспечивающий права ребенка на качественное и доступное образование в стране (Закон об образовании).
2 ЗАДАНИЕ: Паутинка ФГОС
1 команда: Вопрос: Какое основное понятие стандарта закодировано?
Смысл: Замысел преобразования (и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий, онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов.
2 команда: Вопрос: Какое основное понятие стандарта закодировано?
Смысл: Объединение в единое целое отдельных частей.
3 ЗАДАНИЕ: Театральное: показать мимикой и жестами другой команде, то, что написано на карточке
1 команда
-проспал на работу;
-на ковре у директора;
- родитель-«Рубаха — парень»,
- родитель-«Вечно недовольный».
2 команда
- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату
- у вас контрольная работа, а класс не успокаивается и не слушает вас;
- родитель-«Сомневающийся»,
- родитель-«Интересующийся».
4 ЗАДАНИЕ: Учитель-ученик
В современных условиях развития общества мы часто находимся в ситуации неопределенности, когда очень важно уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни учащиеся школы должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в дальнейшей деятельности, самостоятельно решать свои проблемы. Учитель, который может научит этому должен:
1. Что должен делать учитель, чтобы соответствовать званию «современный»? 1 группа
2. Что должен делать ученик, чтобы соответствовать званию «современный»? 2 группа
(На выполнение работы 3-4 минуты)
Работа в группах. Обсуждение.
Выводы:
- иметь активную жизненную позицию;
- уметь анализировать свое поведение;
- управлять собой и своими эмоциями;
- применять творчество в педагогической деятельности;
- стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- внедрять и использовать новейшие технологии;
- быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным;
- заботиться о своем физическом и психологическом здоровье.
2. Показателями успешности деятельности учителя и ученика на ваш взгляд является?
Работа в группах. Обсуждение.
Выводы:
- плодотворное сотрудничество с учащимися (результат работы);
- востребованность учителя;
- благоприятный эмоциональный фон на уроке;
- психологический комфорт при общении учащихся с учителем;
- высокая учебная мотивация учащихся на уроках.
3. Определите ключевые проблемы современного учителя и ученика:
Работа в группах. Обсуждение.
Выводы:
1. Недостаточное владение современными информационными средствами.
2. Недостаточное знание психологии современных учеников и родителей.
3. Низкий социальный статус учителя.
Итак, в процессе работы мы с вами выделили основные компетентности современного учителя и ученика. Давайте посмотрим есть ли такие качества личности, которые присущи и учителю и ученику?
Мы назвали показатели успешности участников образовательного процесса, а также выделили основные проблемы, с которыми сталкивается современный учитель и ученик в процессе работы, обучения. А если существуют проблемы, значит, есть над чем работать.
ВЫВОД: Основная задача образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В завершении я предлагаю каждой команде составить синквейн по теме
«Учитель», «Ученик».
На эту работу отводится около 5 минут. Каждая команда представляет в итоге свой составленный синквейн.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк . По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Мы продуктивно поработали. В споре рождается истина. Если у каждого из нас столько креатива, столько желания работать, то, несомненно, внутри нас огромные ресурсы, которые позволят нам успешно работать в новых условиях внедрения образовательных стандартов. Благодарю вас за работу!
Желаю вам здоровья, счастья, достатка и благополучия, мира и добра, профессиональных и творческих успехов. Только счастливый учитель может воспитать счастливых и успешных учеников.
7