Тема: «Деятельностный метод обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмент развития УУД»
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для начальной школы выдвигает в качестве основного приоритета образования формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), способности и готовности к саморазвитию.
Поэтому становится актуальным использование в образовательном процессе технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания,
собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Основным «инструментом» формирования универсальных учебных действий в школе является урок. Но какой урок может быть интересен и полезен современному ученику в начальной школе? Конечно, это урок, на котором ученик включён в учебную деятельность. Вовлечь учащихся в деятельность на уроке помогает использование технологии деятельностного метода обучения - метода обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Для развития УУД на уроках русского языка использую систему деятельностных шагов - технологию деятельностного метода обучения. В своей практике наиболее успешными считаю уроки введения нового знания, где на каждом этапе происходит формирование УУД.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Идет формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества | Предложение подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. Девиз, эпиграф. Рифмованное начало урока. Начало урока с элементами театрализации. Взаимоопрос. Приемы «Оратор», «Автор», «Линия времени», приём «3-Х-У», «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Вопрос к тексту», «Брейн-райтинг», «Записные книжки», «Информационный лабиринт» Фантастичес кая добавка Эмоциональное вхождение в урок Элемент театрализации Начало урока с пословицы, поговорки Начало урока с высказывания выдающихся людей Эпиграф к уроку Постановка учебной задачи посредством проблемного вопроса Проблемная ситуация предыдущего урока Интеллектуальная разминка Нестандартный вход в урок Ассоциативный ряд |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе, организую их мотивирование к учебной деятельности, а именно: актуализирую требования со стороны учебной деятельности («надо»); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаю тематические рамки («могу»). Начинаю урок с «настройки». Например, знакомлю с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем орфографические задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)». Предлагаю подумать, что пригодится на уроке для успешной работы. А так же начинаю урок строчками стихотворений:
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Работайте старательно и вас обязательно ждёт успех.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
мотивационная основа учебной деятельности; смыслообразование; эмпатия; развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; | волевая саморегуляция | анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; использование знаково-символических средств; смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений | остаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Обсуждение выполнения домашнего задания. Видеосюжет. Диалог. «Интеллектуальная разминка». «Лови ошибку». «Верю - не верю». «Проблемный вопрос». Ролевой сюжет. Проблемная ситуация. Театрализация .«Верите ли вы, что...». Облако слов. Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Подводящий диалог Группировка Исключение Домысливание Линия времени Генераторы – критики Необъявленная тема Зигзаг |
Цель данного этапа — повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.
Предлагаю учащимся заполнение таблицы ЗХУ «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У). Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. После работы над темой предлагаю заполнить колонку «Узнал». К концу урока таблица имеет вид:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Глагол – самостоятельная часть речи. | Как глагол изменяется по временам | Глаголы изменяются по временам. В русском языке они могут употребляться в настоящем, прошедшем или будущем времени. |
обозначает действие предмета. |
отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
изменяется по числам. родам |
изменяется по числам. лицам |
Таблица «Верю. Не верю».
Вопрос | + | - |
Имена существительные в ед.ч. различаются по родам? | | |
Существует три склонения имён существительных? | | |
Существует два спряжения глаголов? | | |
В безударных личных окончаниях глаголов нет орфограммы? | | |
Проблемный вопрос. Проблемная ситуация.
Тема «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
- Посмотрите на два столбика слов на доске.
На доске: мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
-Что заметили общего? (В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный).
- В чем различие?( В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова).
Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»
– Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.) Весть, вестник, известный, известно.
– Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)
– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)
- Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?)
Тема «Правописание суффиксов –ик- и –ек-».
У доски два ученика. Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик. Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу. Затем открывают для обозрения.
- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило? (Мы выполнили его по-разному).
Учитель открывает образец с правильным написанием
- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось? (У нас два мнения: либо –ик-, либо –ек-).
- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
- Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)
Тема «Наречие»
- На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать? (Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – не можем определить какой частью речи являются эти слова).
Тема «Глаголы исключения»
Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов.
Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Глаголы-исключения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
учебно-познавательный интерес; смыслообразование; эмпатия | волевая саморегуляция | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; использование знаково-символических средств; определение основной и второстепенной ин- формации; постановка и формулирование проблемы; | учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | «Подводящий к теме диалог».«Вопрос-размышление». «Группировка». «Домысливание». ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).«Исключение». «Мозговой штурм».«Подводящий диалог». «Работа над понятием». «Ситуация яркого пятна». «Тема-вопрос». Интеллектуальная разминка Отсроченная отгадка Театрализация Игра в случайность Обсуждение выполнения домашнего задания Лови ошибку Идеальный опрос Своя опора - шпаргалка Кроссворд Я беру тебя с собой Корзина идей, понятий, имен |
Цель данного этапа — обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Мозговой штурм. Этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью решения определенной сложной проблемы. Всех учащихся объединяет совместная работа над поиском истины. Сбор информации о предложении, используя материал учебника.
-Найдите в упр. 406 четыре вопроса. Познакомьтесь с ними. ( Каждая пара получает свой вопрос)
-Каждая пара получила свой вопрос. Обсудите в паре ответ.
1)Зачем мы строим предложения?
2)Что должно быть понятно из предложений?
3)Какими предложения бывают по цели, по интонации?
4)Как мы показываем границы каждой мысли в устной и письменной речи?
Отчёт групп о результатах работы.
-Каждая группа сейчас отчитается.
1) мы строим предложение, когда хотим выразить мысль;
2)из любого предложения должно быть понятно, о чём и что мы хотим сказать;
3) предложения могут быть повествовательными, вопросительными, побудительными по цели высказывания, восклицательными или невосклицательными по интонации.
4)В устной речи границы предложений показываем паузой. В письменной речи предложения отделяем точкой.
«Подводящий к теме диалог». Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
«Вопрос – размышление». «Тема – вопрос».
- Что ты знаешь о словах? - Как ты умеешь анализировать слова? - Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных? - Склонений три. А спряжений?
«Группировка». Предлагаю ряд слов, предметов, фигур, цифр необходимо учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?»
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; | познавательная инициатива; планирование, прогнозирование | постановка познавательной цели; построение логической цепи рас- суждений; использование знаково-символических средств; построение речевых высказываний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; определение основной и второстепенной информации | планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации понимание относительности мнений и подходов для решения проблем; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности | «Побуждающий к гипотезам диалог». «Подводящий к открытию знаний диалог». «Мозговой штурм». Облако слов. Удивляй! Пресс-конференция Ключевые термины Привлекательная цель Мультимедийная презентация Отсроченная отгадка Вопросы к тексту Работа с Интернет-ресурсами Хорошо - плохо Жокей и лошадь Вопрос к тексту |
Цель этапа — по возможности включения детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение проблемы детьми с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства — алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руковожу на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; чувство прекрасного и эстетические чувства; установка на здоровый образ жизни; | волевая саморегуляция; познавательная инициатива; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; использование знаково-символических средств; поиск необходимой информации; моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.) самостоятельное создание алгоритмов деятельности; установление причинно-следственных связей, доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; достижение договоренностей и согласование общего решения; разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; управление поведением партнера; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач | «Вопросы к тексту». «Смысловое чтение». «Найди связь с жизнью». «Своя опора». «Подготовка презентации учащимися. «Логико-смысловые модели». «Интеллект- карты». «Кейс-стади». Приём «Зигзаг». Приём «Инсерт». «Взаимообмен темой». «Шпаргалки». «Сторителлинг». Своя опора «Да – нетка» Сорбонка Работа в группах Игра- тренинг Деловая игра «Я – учитель» Щадящий опрос Тесты Чтение - суммирование Глухие интеллект-карты Дидактические карточки |
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаем различные варианты, предложенные учащимися, и выбираем оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняем общий характер нового знания и фиксируем преодоление возникшего ранее затруднения.
«Вопросы к тексту». К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- Как доказать?
- Чем объяснить?
- Вследствие чего?
- В каком случае?
- Каким образом?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговариваются критерии оценивания. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
| | | |
После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
Приёмы постановки вопросов: «Толстый» и «тонкий» вопрос.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
- Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.
Что? | Кто? | Когда? | Как? | Почему? | Зачем? |
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
развитие этических чувств и регуляторов морального по- ведения | Контроль: Коррекция; Волевая само- регуляция | Подведение под понятие; Использование общих приемов решения задач; Использование знаково-символических средств; Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; Построение речевых высказываний; Выведение следствий | планирование учебного сотрудничества; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач | «Цепочка». «Удивляй!». «Лови ошибку!». «Снежный ком». «Паучки». «Понятийные диктанты». Решение ситуационных задач. Перекрестная дискуссия. Мини- проекты Решение ситуационных задач Мини- исследование Работа с компьютером «В своем темпе» Озвучивание «немого кино» «Реставратор» Работа с иллюстративным материалом Создай паспорт Вопросительные слова Дерево предсказаний |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
«Паучки». Для работы над понятиями можно использовать небольшие структурно-логические схемы «паучки». К обведенному в овал слову подбирают ключевые понятия, которые характеризуют основное слово. Эти слова образовывают «ножки паучка». «Паучки» использую для устной речи, характеристики понятий.
«Лови ошибку». Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умения:
-анализировать информацию;
-применять знания в нестандартной ситуации;
-критически оценивать полученную информацию.
Предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
развитие этических чувств и регуляторов морального поведения | самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном; волевая саморегуляция материале; познавательная инициатива; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив; | анализ, сравнение, классификация; использование знаково-символических средств; использование общих приемов решения задач; рефлексия способов и условий действия; выделение и формулирование проблемы; постановка познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; подведение под понятие; выведение следствий, доказательство | координирование разных позиций с учетом разных мнений; достижение договоренностей и согласование общего решения; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) | «Да-нетка». Деловая игра. «Я - учитель». «Лови ошибку». «Найди соответствие». Мини-исследование. Мини-проекты. «Своя опора». Тестовые задания. Взаимообмен заданием. Тест Своя опора Кластер Интеллект-карты Повторяем с контролем Повторяем с расширением Пересечение тем Силовой анализ Решение проблемной задачи Линии сравнения Плюс-минус |
При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организую исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
«Мини-исследование», «Мини-проект».
Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:
учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова. Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.
При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:
они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.
Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.
«Да - нетка». Повторение ключевых понятий темы « Текст».
-Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)
-Текст бывает только описание (нет) и т.д.
«Я – учитель». Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.
«Лови ошибку!». В каких объяснениях написания окончания глагола допущена ошибка?
а)(они) застав__т - заставить, на –ить, не искл., II спряжения, -ЯТ
б)(он) прицеп__т - прцеплять, не на -ить, не искл., I спряжения, -ЕТ
в)та__шь - таить, на -ить, не искл., II спряжения, -ИШЬ
г)обуча__те - обучать, не на -ить, не искл., I спряжения, -ЕТЕ
На карточках записаны предложения.
-Предложениям дали характеристики. Скажите верны они или неверны. Обсудите в парах, дайте верные характеристики. (Обсуждения в парах).
А ты любишь читать? (Побудит., невоскл.)
Прочитай эту книгу. (Вопросит., воскл.)
Я много читаю.(Повеств., невоскл.)
Так ты не читал эту книгу?!(Вопросит., воскл.)
Берегите книги!(Побуд., воскл.)
Какие интересные есть книги!(Повеств., восклиц.)
«Найди соответствие», В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
а) чтобы на согласный падало ударение.
б) чтобы на гласный падало ударение.
в) чтобы после согласного стоял гласный.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | познавательные | коммуникативные |
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация; поиск и выделение необходимой информации; моделирование, преобразование модели; умение структурировать знания; смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание; выбор наиболее эффективных способов решения задач; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие; выведение следствий; доказательство; | планирование учебного сотрудничества; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; управление поведением партнера | «Аукцион знаний». «Верю, не верю». Выборочный контроль. «Кластер». «Найди ошибку». Обычная контрольная работа. Опрос по цепочке. Опрос-итог. Повторяем с контролем. Реклама, эссе, резюме. Решение или составление кроссворда. «Свои примеры». «Своя опора». Тест «Слабое звено». Кроссворд. Опрос по цепочке Программируемый опрос Тихий опрос Идеальный опрос Блиц -контрольная Релейная контрольная работа Выборочный контроль Толстый и тонкий вопрос Круглый стол Три предложения Тройка |
На данном этапе выявляем границы применимости нового знания и выполняем задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, подбираю задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.
«
Кластер».
«Взаимоопрос». Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.
Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.
Тест. Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Формируемые УУД | Приёмы обучения |
личностные | познавательные | коммуникативные |
внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; эмпатия; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности | рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | формулирование и аргументация своего мнения; планирование учебного сотрудничества | Особое задание Заранее Три уровня домашнего задания Творческое задание Найди задание Беспроигрышная лотерея Кубик Ярмарка- продажа Выбери сам Одно задание на двоих Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь Выбери утверждение Моделирование или схематизация Табличка Пометки на полях Стрелки или графики Лесенка «Моё состояние» Продолжи фразу Хочу спросить Вопросы итоговой рефлексии заданные Рюкзак |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Составление синквейна.
Правила написания синквейна.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
«
Синквейн».
Приём «Домашнее задание». Предлагаю обучающимся самостоятельно выполнить упражнение, изучить теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:
Знаю | Узнал | Хочу знать | Возникли вопросы |
| | | |
Формирование у учащихся, и в первую очередь на несложном учебном материале, универсальных учебных действий позволяет ученику научится рассуждать, проводить сравнение, прогнозировать развитие выполняемых действий, строить предположения, проверять свои догадки, улавливать аналогии, причем гораздо раньше, чем он столкнется с ситуацией, когда ему уже придется искать и принимать решение самостоятельно. Основой же для этой работы могут послужить посильные для учеников задания, построенные учителем в логике развертывания учебной ситуации урока способствующей развитию таких умений.
Считаю, использование на уроках данных приёмов является важным средством воспитания и обучения, активного усвоения знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. В результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к предмету, что очень важно. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Использование педагогических технологий на уроке - не самоцель, а средство к достижению в классе атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, развития УУД.
Список использованной литературы
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: по-
собие для учителя / [Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение,
2008. — 151 с.
Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк,
И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. — 2‑е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.
5