СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход - как его реализовать на учебном занятии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка доклада для выступления по теме "Деятельностный подход - как его реализовать на уроках в начальной школе" 

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход - как его реализовать на учебном занятии в начальной школе»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - КАК ЕГО РЕАЛИЗОВАТЬ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Е.В.Шрейдер

Научный руководитель – Л.М.Гаврилова, преподаватель

ГАОУ СПО НСО «Татарский педагогический колледж»


Важнейшей задачей современной системы образования является формирования у школьников умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию при активной роли самого учащегося в учебном процессе. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение выступает как сотрудничество – совместной деятельность учителя и учеников в ходе решения учебно- познавательных и учебно- практических задач.

В основе реализации ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход. Поэтому данное выступление преследует цель: описать условия реализации деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

Цель обуславливает ряд задач представленных на слайде:

-теоретически обосновать сущность деятельностного подхода;

-выявить значение деятельностного подхода в реализации требований ФГОС;

-определить особенности урока на основе деятельностного подхода в начальной школе.

Анализ нормативно-правовых документов предъявляют требования прежде всего к учителю о необходимости «осуществления деятельностного подхода» [3] с учетом личности учеников через организацию разнообразных видов деятельности детей для приобретения ими опыта деятельности, компетенций, сотрудничества и взаимопонимания, развития познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [4;5], что является условием формирования способности к самореализации человека в современном мире.

Становление деятельностного подхода в педагогике обусловлено появлением и развитием идей деятельностного подхода в психологии. Психологическое обоснование деятельности было начато Лев Семенович Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию управления целенаправленной образовательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субьектности школьника.

Деятельностный подход в обучении реализуется через учебную деятельность.

Учебная деятельность не может возникнуть «естественным путем», только потому, что дети пришли в класс и каким-то образом их включают в процесс учения. Назвать то, что делает учитель совместно с детьми «учебной деятельностью» нетрудно, но дело ведь не в названии. Учебная деятельность- это не всякая, а особая форма образования.

Чтобы выявить специфику учебной деятельности, необходимо обратиться к ее составным частям, то есть к структуре.

Наиболее авторитетной является структура учебной деятельности, предложенная Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием 

Васильевичем  Давыдовым: учебно‑ познавательные мотивы, учебная задача, учебные действия, действия контроля (самоконтроля), действия оценки (самооценки) степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.


В ФГОС НОО идет речь уже не просто об учебной деятельности, а применяется термин «универсальные учебные действия», причем, данный термин обрастает особой спецификой в своем значении. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учится, т.е. умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе [6].

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включать организацию этого процесса.

Полноценная учебная деятельность включает умения которые представлены на слайде:

 выделять и удерживать учебную задачу;
самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
 адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
 владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
 использовать законы логического мышления;
— владеть пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Как сделать учебное занятие деятельностным? В педагогической практике существуют следующие приемы работы учителя по осуществлению деятельностного подхода на учебном занятии:

-Использование разнообразных форм, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

-Использование технологии диалога, обучение учащихся ставить и адресовать вопросы.

-Сочетание репродуктивных и проблемных формы обучения, обучение детей работать по правилу и творчески, и другие приемы работы.

-Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

-Принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

-Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Помимо названых предполагаю вашему вниманию следующие приемы реализации деятельносного подхода на учебном занятии. В период производственной практики пробных уроков мною использовался прием «Яркого пятна» на уроке Изобразительного искусства 1 класса по теме «Цветы для мамы», который проходил 5 марта 2015 года. (видео) После чего задала вопросы: Чему будет посвящен урок? Какова тема и цель урока? Почему именно сегодня мы будем рисовать цветы?

Еще я использовала приемы на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Когда мы станем взрослыми?», такие приемы как планирование своей деятельности при работе в группе. Для работы группам были предложены карточки с данным содержанием (слайд). Задавались вопросы такие, как: Что за профессия изображена на картинках? Опишите данные профессии?

Так же на данном уроке осуществлялась рефлексия. Были заданы критерии оценки выполнения задания и алгоритм самооценки (слайд). Затем на последнем этапе урока «Итог урока. Оценочно-рефлексивный этап» проводилась беседа о том, какие умения формировались на данном уроке, и оценивалось настроение детей от пройденного урока (видео)

Таким образом, условиями реализации деятельностного подхода на учебном занятии в начальной школе являются:

- четкое соблюдение учителем требований нормативных документов;

- при планировании и проведении учебного занятия соблюдать все компоненты учебной деятельности;

- решать на уроке не только учебно – познавательные, но и учено – практические задачи, что повышает мотивацию деятельности на уроке.












Библиографический список:


  1. 1. Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.

  2. Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.

  3. Профессиональный Стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н

  4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текс с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение,2011.-33 с.-(Стандарты второго поколения).