Тема урока: Действия с десятичными дробями «Урок-путешествие на самолете»
5-й класс
Учитель математики: Гасраталиева Расинат Магомедовна
Математику уже затем учить надо,
то она ум в порядок приводит?
М.В.Ломоносов
Цель: актуализация знаний по данной теме; формирование умений рациональной работы, привитие интереса к предмету через подбор нестандартных заданий в различных ситуациях
Цели урока:
Дидактическая
повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;
уметь рационально выполнять действия с десятичными дробями;
уметь решать уравнения.
Воспитательная
воспитывать дружеские отношения в классе;
умение работать в парах, развивать интерес к математике.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин).
Человек живет на планете не один. Одному ему не выжить. Когда кто-то отстал или не
понял материал, ему необходима помощь. Эта помощь может прийти от друзей. Какие вы знаете методы сотрудничества, которыми можно воспользоваться на уроке?
(шпаргалка, подсказка, списывание)
Учитель: Сегодня у нас урок – путешествия в страну десятичной дроби и мы с вами отправимся в полет, и у нас будет много приключений.
2. Устная работа (9 мин).
Учитель: Сначала проверим готовность к полету. Мы проверим это умение в устном счете. Вам нужно стараться отвечать правильно и быстро, от этого зависит, полетим мы в путешествие или нет.
Вопросы учащимся
1) Сформулируйте правила сложения, умножения, деления десятичных дробей
1. Прочитайте
1,1; 5,678;
; 6,7 ;
; 0,001;
; 12,003.
2.Подставьте в пробелы числа таким образом, чтобы равенства были верными
2,7 * … +1,4 * 7,3 = 1,4 * (2,7 + 7,3);
0,5 * 13,6 * … = 10 * 13,6;
17,2 * … - 6,2 * … = 6,2 * (17,2 – 8,2);
3,9 * … + * 84 = 3,9 * 100.
3. Упрости 4,5a + 5,6a
4. Выполни действия и найди закономерность
а) 72,58 * 0,1
б) 72,58 * 0,01
в) 72,58 * 0,001
г) 72,58 * 0,0001
72,58 * 10
72,58 * 100
72,58 * 1 000
72,58 * 10 000
5. Представьте в виде десятичной дроби 2,4y – 0,2y 20%; 40%; : x + 1,1x + 6,4x
Учитель: Теперь мы к полету готовы. Но нам надо узнать на каком самолете мы полетим (По таблице нужно ответить на вопросы) ответы : 3 2,57 1,1 0,4 1 1 1
1. Назовите, дробь больше 2,4 ,но меньше 3,1 Т
2. Округлите дробь 2,567 до сотых. У
3 Самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 1 до 5. 0,1
4 Найдите произведение чисел 0,08 и 0,5. 04
5 Найдите произведение чисел 0,25*4 0,125*8 0,2*5 1 1 1
Учитель: Теперь мы с вами летим в самолете .
В самолетах обычно слушают музыку, читают газеты, разгадывают кроссворды. Итак, мы будем лететь, играть в “математическое лото”. Кто быстрее решит и зачеркнет все числа в лото тот победит? Можно решать устно.
50% от 2,2
7,86x –2,86x,
если x = 0,4
28,53 • 0,8+1,47• 0,8
0,8•5,6•5
ответ
1,1
0,1
2
24
22,4
3. Работа в тетрадях (5 мин).
Учитель: Ужасно, но наш самолет терпит крушение. Пилот у нас очень хороший, поэтому он с трудом, но сажает самолет на остров. На этом острове встречаются аборигены и путешественники. Аборигены - это ребята первого варианта, а путешественники – это ребята второго варианта. Внимание кризисная ситуация, аборигены ходят уничтожить наших путешественников. Чтобы этого не произошло, путешественникам надо доказать, что они умеют выполнять действия с дробями.
Работа в парах затем взаимопроверка
Вычислите раздать карточки ученикам на два варианта
(2,36 • 1,5 +24,9) • 45
(61,5 – 5,16) : 30 +5,05 ответы:1279,8 6,928
Учитель: Аборигенам путешественники не стали враждовать так как обе группы верно решили свои задания
Путешественники и аборигены познакомились, обменялись знаниями и подружились. Для закрепления своего союза они решили сыграть в дружеский футбольный матч. Гол – это правильно решенное уравнение (поочередно решаем данные уравнения у доски )
1) (x – 5,6): 12 =3,7 ответы 50
2) 12x + 14x + 4,2 =12 0,3
3) ( x + 2,1) • 4 = 15,2 1,7
4) (9,1 – x ) – 2,8 = 2,9 3,4
4. Работа у доски (3 мин).
Учитель: После матча, чтобы еще более закрепить дружбу, проводится банкет. Но чтобы устроить банкет, чтобы всем всего хватило, местные жители должны решить задачу.
Задача
Запас мяса - 42 килограмма ; на стол приготовили
этого количества. Сколько килограмм мяса было на столе?
Условие задачи записываем на доске и решаем с комментированием.
5. Задачи на смекалку (3 мин).
Учитель: На стол накрыли. Хорошо поужинали, при этом никого не обидели. Особо смелые перепрыгивали через костер. Для того, чтобы перепрыгнуть надо решить задание на смекалку.
Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)
Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков? (13)
6. Решение задачи (5 мин).
Учитель: Поели, поплясали, даже через костер попрыгали, пора бы и спать ложиться. Но у аборигенов свои обычаи. Пустят путешественников спать в хижину только после того, как они найдут объем жилища и площадь его потолка. Размеры у хижины такие: высота –2,5 м; длина - 6,25 м; а ширина – 5 м. ответ 3,125
7. Подведение итогов (2 мин).
Учитель: Ну, вот и наступило утро. За путешественниками прилетел вертолёт. Но в аэропорту их ждали журналисты, которые стали спрашивать, что, же произошло за время полета и что повторили за время этого путешествия?
8. Домашняя работа нарисовать путешествие в страну “ Десятичные дроби”. Подобрать из учебника аналогичные примеры, решив их в виде домашней работы
Подведение итогов, рефлексия.
Продолжите фразу:
“ Сегодня на уроке я узнал…”; (как применяя законы математики можно легко решать примеры)
“Сегодня на уроке я узнал…”; (как взаимовыручка помогает.)
“Сегодня на уроке я познакомился…”(с правилами путешествия)
“Сегодня на уроке я повторил…”(правила действий с десятичными дробями)
“Сегодня на уроке я закрепил (умения вычисления десятичных дробей)