СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Действительные и страдательные причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действительные и страдательные причастия. Урок -открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Действительные и страдательные причастия»

Тема урока: Действительные и страдательные причастия (7 класс)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Выпишите из текста в один столбик все причастия, в другой – прилагательные.

Осень, раскрашенная в яркие цвета, не заставила себя ждать. Деревья, одетые в нарядный убор, чинно стоят в ряд. Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг. Не перестающие лить дожди1 зарядили надолго. Свинцовое небо, нависшее над землей, кажется, давит на тебя. Солнце, так ярко светившее летом, теперь редко появляется из-за туч. Пожелтевшие на ветках деревьев листья осыпаются на землю. Накопившие за лето жир животные готовятся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток, летящих в теплые страны. Осень, радующая нас своими красками, - любимая пора многих поэтов.

III. Изучение нового материала.

Наблюдение.

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию. Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

Рассмотрите словосочетания:

умывающийся малыш умываемый мамой малыш

Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.

Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?

Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

Сравните свой вывод с информацией в учебнике (стр. 54).

Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.

Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены

Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.






IV. Первичное закрепление знаний.


Поупражняемся! Давайте немного поучимся различать наши причастия.

Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие


Подсказка!

Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!

В настоящем  времени

-ущ (-ющ) –  I спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

 несущий, поющий, держащий, смотрящий

- ом (-ем) – I спр.

-им – II спр.

 ведомый, читаемый ,гонимый

В прошедшем времени

-вш-, -ш-

 прочитавший ,нёсший

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

 унесённый, прочитанный, вышитый, открытая


Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.


Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.


Задание. Выполнить тренировочные задания

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/train/#197621


V. Подведение итогов урока.

-Что-то новое узнали на уроке?


VI. Задание на дом: упр. 102


VII. Рефлексия. Оценивание.

- Доволен ли тем, как прошел урок?

- Было ли тебе интересно?

- Ты был активен на уроке?

- Какую отметку поставишь себе за урок?

































Выписать причастия и прилагательные в две колонки. Рассказать, какие признаки прилагательных есть у причастий.

Осень, раскрашенная в яркие цвета, не заставила себя ждать. Деревья, одетые в нарядный убор, чинно стоят в ряд. Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг. Не перестающие лить дожди  зарядили надолго. Свинцовое небо, нависшее над землей, кажется, давит на тебя. Солнце, так ярко светившее летом, теперь редко появляется из-за туч. Пожелтевшие на ветках деревьев листья осыпаются на землю. Накопившие за лето жир животные готовятся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток, летящих в теплые страны. Осень, радующая нас своими красками, - любимая пора многих поэтов.


Выписать причастия и прилагательные в две колонки. Рассказать, какие признаки глагола есть у причастий.

Осень, раскрашенная в яркие цвета, не заставила (3) себя ждать. Деревья, одетые в нарядный убор, чинно стоят в ряд. Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету (2) на юг. Не перестающие лить дожди зарядили надолго. Свинцовое небо, нависшее над землей, кажется, давит на тебя. Солнце, так ярко светившее летом, теперь редко появляется из-за туч. Пожелтевшие на ветках деревьев листья осыпаются на землю.(4) Накопившие за лето жир животные готовятся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток, летящих в теплые страны. Осень, радующая нас своими красками, - любимая пора многих поэтов.

Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.



Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.



Расставьте знаки препинания и определите вид причастий

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.

Расставьте знаки препинания и определите вид причастий

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.



Тема: Полные и краткие страдательные причастия. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий.

Цель урока:

  • Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; повторить краткие прилагательные.

  • Развитие аналитического мышления, овладение приемами учебной деятельности, воли и самостоятельности.

  • Воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его познанию.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование п/к, карточки, презентация

Ход урока

  1. Оргмомент.

Создание коллоборативной среды

  1. Проверка домашнего задания. (Самопроверка по слайду)

А)



Сдача тетрадей на проверку. Запись в тетради даты и темы урока

Б) «Нескладушки» работа в парах

  1. Дом, выстроенный в целях благоустройства микрорайона, на пустыре уже принимает первых жильцов.

  2. Кое-где из под хвои, значительно отсыревшей за ночь, в результате продолжительного ливня проступал почти сухой песок.

  3. Задачи, предусмотренные программой 4 класса для повседневной работы с трудом, осилили два семиклассника.

  4. Нашу школу, принарядившуюся и словно помолодевшую, по случаю праздника было трудно узнать.





В) Прием «Верю – не верю»

  1. Причастие обозначает признак предмета.

  2. Причастие обозначает действие предмета.

  3. Причастие обозначает признак предмета по действию.

  4. Причастием называется знаменательная часть речи.

  5. Причастием называется особая форма глагола

  6. Причастие имеет свойства не только глагола, но и прилагательного.

  7. В предложении причастия являются преимущественно определениями.

  8. Причастие изменяется по родам, числам, падежам.

  9. Причастия имеют вид, время, возвратность – невозвратность, переходность – непереходность.

  10. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

Г) Составление алгоритма образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Взаимопроверка, формативное оценивание.

3. Физминутка

4. Изучение нового материала



  • Самостоятельное знакомство с теоретическим материалом о кратких страдательных причастиях.

  • Дети в парах объясняют друг другу новый материал, задают вопросы.

5. Обобщение и систематизация знаний

Запись на доске:

  1. На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.

  2. Статья была аккуратно вырезана.

-Каким членом предложения является полное причастие? Краткое?

-Как изменяются краткие причастия?

Запись на доске и в тетради

Полные причастия относятся к существительному, являются определением. Изменяются по родам, числам, падежам.

Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Прочитать по три раза (вполголоса, громко, тихо) , записать в тетрадь.

-Сколько –н- пишется в полных и кратких причастиях?

6. Закрепление и обобщение знаний

А) Поисковое задание упр. 124 стр.56 (устно).

Найти краткие причастия.





Б) Работа по карточкам.

Вставить одну или две буквы –н-

Листья освещ..ы, письмо было опуще..о, озабоче..ый взгляд, ферма построе..а, враг отброше.., прочита..ая книга, петли смаза..ы, густо заставле..ая, выписа..ые газеты; поляна, выжже..ая солнцем; закова.. в кандалы, построе..ая церковь; расписание измене..о; библиотека подобра..а;

7. Задание на дом

№16, упр.126 или мини-сочинение о городе

записать в словарик словарные слова.

8. Рефлексия

Сегодня я узнал (а) на уроке… (на стикерах)

Мне было интересно…

Мне было трудно…

9. Итоги урока

Комментарии детей о взаимооценивании.

Суммативное оценивание учителем.