Раздел. Художественные ремесла.
Тема урока: «Декоративно прикладное искусство». 5 класс.
Цели урока:
1. Раскрыть содержание понятий: виды декоративно-прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по ткани.
2. Сформировать метапредметные УУД, cформировать у учащихся деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Способствовать развитию самостоятельности, внимания, способности обучаться самому и обучать товарищей. Сформировать умения выполнять набор петель на спицы, вывязывать начальную петлю и цепочку петель крючком.
3. Воспитать качества творческой личности, способной к активным преобразованиям объекта усвоения и самоконтролю.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология перспективно-опережающего обучения.
Методы проведения урока: активные и интерактивные: исследовательский, проблемная лекция, опережающее домашнее задание, комментируемое управление, опоры, метод сотрудничества, метод анализа конкретных ситуаций и т.п.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация «Декоравно-прикладное искусство», спицы, крючки, пряжа, опора-схема, смайлики, учебник 5 класса общеоб. школы. / Под ред. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2016. —191с.
Структура урока.
Организационный момент.
Этап актуализации опорных знаний.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Этап изучения нового материала.
Этап изучения и закрепления фрагментов будущего материала на практике.
Этап рефлексии учебной деятельности.
Информация о домашнем задании.
Ход урока.
Организационный момент.
Взаимное приветствие. Дежурные готовят список отсутствующих. Подготовка учащихся к работе на занятии (разделение на группы).
Учитель:
Девочки обратите внимание, на каждом столе лежат смайлики. За каждый правильный ответ, сообщение, выполненное задание – берите по смайлику.
Этап актуализации опорных знаний.
Учитель:
К изучению темы сегодняшнего урока мы готовились давно. В начале четверти посетили Детско-Юношеский Центр.
Посмотрите на экран и вспомните, в каких кружках вы побывали, что интересного увидели?
СЛАЙД 1
Ученицы:
Кружок «Сувениры». Сувениры делают из бисера, соломки, тополиного пуха.
Ещё мы видели картины вышитые лентами.
Учитель: И всё? Смотрим дальше.
СЛАЙД 2
Ученицы:
Я помню, мне цветы из фоамирана больше всего понравились и красивые картины из него, просто я забыла, как этот материал называется, поэтому сразу не сказала. Вон та картина, с птичками заняла 1-е место на областной выставке.
Вы еще говорили, что её сделала девочка, которая в нашей школе учиться.
А я записалась в этот кружок и уже сделала первую работу. Ольга Викторовна, вы просили прислать фотографию, я вам её по вайберу отправила.
Учитель: Спасибо. Помню.
СЛАЙД 3
Учитель: Вот девочки посмотрите, какая красивая куколка получилась у …. . Но я знаю, что не только она записалась на кружок.
СЛАЙД 4
Ученица:
Да. Я записалась к Галине Валентиновне, на кружок «Мягкая сказка», но моя игрушка пока не готова. Сделаю, тоже фотографию вам пришлю.
Учитель:
Хорошо, но лучше если ты её принесешь и покажешь девочкам. Умницы! Рукодельницы! Думаю, вы без труда назовете тему нашего урока, ведь именно этим вы занимаетесь на кружках.
Ученица:
Декоративно-прикладное творчество?
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Учитель:
Молодец! Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Декоративно-прикладное искусство».
СЛАЙД 5
Ученица:
Я хожу в художественную школу, учусь рисовать. Значит, я тоже занимаюсь декоративно-прикладным искусством, но мне вы не говорили прислать фотографию моей работы, а у меня их много.
Учитель:
Проблемка. На ваших столах лежит определение понятия «Декоративно-прикладное искусство», прочитайте его и постарайтесь сами ответить на вопрос Катерины.
СЛАЙД 6
Ученица читает определение:
Декоративно-прикладноеискусство - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными т.е полезными, практическими и художественными функциями.
Учитель: Итак, как вы думаете, отличается Декоративно-прикладное искусство от классического?
Ученица:
Да. В отличие от произведений классического искусства, например картин, скульптур, предназначенных для того, что бы ими любовались, изделия декоративно-прикладного искусства, могут быть не просто красивыми, но и полезными. Их можно носить, использовать в быту, если это вышитая картина, можно украшать квартиру, то есть практически использовать каждый день.
Учитель:
Девочки ответили на твой вопрос?
Ученица:
Да. Я поняла, что рисование не относится к декоративно-прикладному искусству.
Учитель:
Но при этом декоративно-прикладное искусство является разделом изобразительного искусства. Вклейте определение в тетрадь.
Девочки, некоторые из вас получили опережающее домашнее задание. В помощь вам я дала опоры, следуя которым вы должны были подготовить сообщения.
СЛАЙД 7
Опора.
Вид декоративно-прикладного искусства (название). |
История (где и когда впервые возникло). |
Интересные факты. |
Технологические особенности. Внешние признаки. |
Источник информации. |
За 2 дня до урока предоставить материал учителю в распечатанном виде или отправить на эл. почту: [email protected] |
Учитель:
Скажите, эти опоры помогли вам при выполнении задания?
Ученицы:
Да… Когда мы готовили сообщения, видели очень много информации, а опоры помогли убрать лишнее и оставить главное.
Учитель:
Я рада. На столах вы видите пряжу, спицы, крючки.
Подумайте и постарайтесь сами поставить цели нашего урока. Чего бы вы хотели сегодня узнать, чему научится?
Ученицы:
Я хочу больше узнать и сама рассказать о разных видах рукоделия.
Мы попробуем вязать спицами и крючком.
Я, например, умею немного вязать и смогу помочь девочкам, которые еще не умеют.
Я не уверена, что у меня получится вязать. Мама говорит, что у меня руки-крюки. Рисовать у меня получается, а вот иглу в руках держать не очень.
Учитель:
Девочки, а вы как думаете, она справиться с практическим заданием?
Ученицы:
Она личность творческая, рассеянная, но если она будет внимательной, наберется терпения и постарается, то обязательно справиться.
А я ей помогу.
Учитель:
Молодцы! Кстати, на Руси всех девочек учили рукоделию. Каждая, от крестьянской до княжеской и царской дочери с самого детства обязана была уметь шить, вышивать, вязать, ткать. Одним из самых обидных прозвищ тогда было – «неткаха».
Значит наша цель не стать «неткахами»?
СЛАЙД 8
Учитель:
Конечно, «Да»! Вот вы и определили цели урока.
Я вас послушала, и у меня родилась гипотеза (предположение):
«Человек способный создать произведение изящного (классического) искусства», может изготовить и предмет одного из видов декоративно-прикладного искусства».
Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу вы сможете в конце урока.
Этап изучения нового материала.
Учитель:
А сейчас дадим слово девочкам.
Внимание. У вас на столах лежат определения тех видов декоративно-прикладного искусства, о которых будут рассказывать девочки, но без названия. Вы должны внимательно слушать информацию, найти соответствующее определение, вклеить его в тетрадь и подписать.
Приступим. Что нового и интересного вы узнали? Поделитесь с нами.
САЙД 9. Что такое узорное ткачество?
Ученица
Первые ткацкие станки изобрели за 6 тысяч лет до нашей эры. Со временем люди захотели не просто прочную, но и красивую одежду.
Так появилось узорное ткачество - самый сложный и трудоемкий способ украшения тканей.
СЛАЙД 10
Тканым орнаментом, оформляли одежду и предметы, которыми украшали дом, например скатерти, полотенца, наволочки.
Узорное ткачество – дело сложное, но мастерицам всегда удавалось создавать непохожие друг на друга ткани. А всё благодаря разнообразным техникам.
СЛАЙД 11
Ажурное ткачество. Особенностью этого вида является ажур, образованный узором из мережек в определенных местах ткани, где она просвечивает.
Браное ткачество. Такие полотна создавались при помощи дощечки-бральницы, Рисунки почти всегда были геометрическими и состояли из горизонтальных полос, но встречались и фигурки людей, животных, птиц.
Эти и другие виды узорного ткачества ценятся и используются до сих пор для украшения одежды, предметов интерьера.
СЛАЙД 12
Как и в старину, для мастерицы-ткачихи главное – это старание, усидчивость и художественный вкус.
При желании и мы можем сделать или купить маленький ткацкий станок и научиться этому искусству. Вся информация есть на сайте http://yandex.ru/clck/jsredir
СЛАЙД 13. Счетный крест - лидер жанра.
Ученица
Вышива́ние (вы́шивка) – это широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства. В старину вышивали счетными и сквозными швами.
Счетный крест - самый простой и популярный вид декоративной вышивки. Освоить его можно буквально за урок. Главное правило - все крестики должны быть выполнены в одном направлении. Этот вид вышивки появился вместе с ткачеством. Домотканая материя была грубая и одноцветная, на нее так и просились яркие узоры: птицы, цветы, орнаменты.
СЛАЙД 14.
Крестики можно выполнять нитями из хлопка, шелка или шерсти. Все необходимое можно найти в наборе для вышивания.
Данный вид вышивки выполняется на особом материале (канве) и по схеме, которая напоминает разбитый на мелкие клеточки рисунок.
СЛАЙД 15.
Её можно купить или сделать самой из любой понравившейся картинки или фотографии. Для этого в Интернете есть специальная программа
XFloss – Создание схем для вышивки крестиком или бисером бесплатно online.
СЛАЙД 16. Орловский спис.
Ученица.
Одна из самых древних счетных вышивок. Её корни уходят в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Выполнялась вышивка прямыми стежками нитками красного цвета.
Иногда в узор добавляли синий цвет.
СЛАЙД 17.
Главная особенность техники «Орловский спис» - плавный переход одной формы в другую, своеобразная текучесть. Есть даже легенда о том, что для получения этой текучести, мастерицы зимою запоминали и воспроизводили узоры с морозных окон. Необычайно красиво эта вышивка смотрится на одежде. rusorn.ru›орловский-спис/
СЛАЙД 18. Крестецкая строчка.
Ученица.
Родиной Крестецкой строчки считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. В отличие от вышивки счётными швами по цельной ткани, для создания сквозных швов из полотна подрезали и выдергивали нити основы и утка, образуя просветы, наподобие сетки.
СЛАЙД 19.
Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах.
СЛАЙД 20.
Этот вид вышивки распространился за пределы Рахинской волости только после 1890 года. Ныне стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области.
livemaster.ru›…krestetskaya-strochka-starinnoe…
СЛАЙД 21. Вышивка лентами - новое из забытого старого.
Ученица.
Это способ вышивания какого-либо рисунка на канве с помощью иглы и цветных лент. Она впервые появилась во Франции во времена правления короля Людовика XV.
Сейчас вышивка лентами вновь стала модной и переживает новый подъем. Популярность объясняется большими возможностями в выборе материалов, руководств и схем.
СЛАЙД 22.
Сейчас мастерицы могут использовать самые разнообразные ленточки для работы: широкие, узкие, плотные, полупрозрачные, атласные, капроновые с люрексом и без. Самый популярный сюжет для вышивки лентами — цветы. Они получаются как живые, абсолютно узнаваемые и очень нежные.
СЛАЙД 23.
В продаже появилось множество наборов для вышивания, с их помощью, можно самостоятельно освоить эту технику. Но начинать лучше под руководством педагога. В Детском юношеском центре нашего города есть такой кружок, руководителя зовут Логизова Надежда Ивановна. Я у неё уже занимаюсь.
СЛАЙД 24. Ассизи родом из Италии.
Ученица.
Один из древнейших видов вышивки, сочетающий крестики и шов гольбейн (это двойной шов «вперед иголку») получила свое название от итальянского городка Ассизи, где она и появилась.
Техника предполагает использование в работе нитей одного цвета, при этом счетными стежками (крестиками обычными или удлиненными) зашивается не изображение, а фон. Почти тысячу лет мастерицы выполняют работы в этой невероятно стильной и изысканной технике.
СЛАЙД 25.
Освоить ее довольно легко, работа одним цветом упрощает и ускоряет процесс. Если вам по душе Ассизи, смело беритесь за освоение этой техники! Необходимые схемы вы найдете на многочисленных сайтах в Яндекс. Картинки. Вот некоторые из них (раздает распечатанные листы сайтов).
Учитель:
Спасибо. А теперь послушаем Викторию Греб.
Ученица:
Разные техники вышивки позволяют создавать настоящие картины, многие из них можно смело назвать произведениями искусства.
СЛАЙД 26. Алмазная вышивка — узор без иглы.
zhenskie-uvlecheniya.ru›Виды вышивки
Очень близкая техника к вышивке крестом, по сути, является мозаикой. На клейкую основу нужно выкладывать ряды цветных стразиков. Это не требует никакого опыта и подготовки.
Наборы для алмазной вышивки продаются в магазинах по рукоделию в большом разнообразии, их так же можно заказать на сайте.
СЛАЙД 27. Сутажная вышивка.
zhenskie-uvlecheniya.ru›Виды вышивки
Это вид вышивки, при которой на ткани выполняется аппликация из декоративного шнура - сутажа. Шнур имеет по серединке желобок, который легко прокалывается и пришивается в любом положении. Можно использовать сутаж контрастного цвета или в тон основы - в обоих случаях вещь получается необыкновенно эффектной.
СЛАЙД 28. Роскошная вышивка бисером.
zhenskie-uvlecheniya.ru›Виды вышивки
Эта техника похожа на вышивку крестиком, но сложнее. Схемы используются одинаковые. Возможность выбрать самый разный бисер открывает огромный потенциал для создания великолепных работ.
СЛАЙД 29.
Как и в старину сегодня, очень часто бисером вышивают иконы. Наборы для вышивания можно купить в интернете.
СЛАЙД 30. Гладь. Ришелье.Рококо. Царское золотое шитье
Учитель:
Спасибо. Итак, девочки, как видите вышивка – самый яркий и многообразный вид декоративно-прикладного искусства. Еще много интересного о ней вы сможете узнать на сайте Статьи и публикации о рукоделии и творчестве. livemaster.ru›topics (раздать адрес сайта).
А сейчас давайте познакомимся с другими видами рукоделия. Не забудьте найти определение и приклеить его в тетрадь.
САЙД 31. Кружевоплетение.
Ученица:
Это традиционный вид русского народного искусства. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев.
В России плести кружево начали в XVІ веке. Самый знаменитый кружевной промысел находиться в Вологодской области.
САЙД 32.
Ручное кружевоплетение осуществляют с помощью коклюшек - это выточенные деревянные палочки. Нитки могут быть выполнены из вискозы, хлопка, шелка, льна, шерсти и других материалов.
САЙД 33.
Современные дизайнеры по-прежнему используют кружевные детали в своих коллекциях. Кружево актуально не только в одежде, но и в декоре интерьера. Кружевные покрывала, салфетки, тюль – привносят в дом атмосферу домашнего уюта и тепла.
womanwiki.ru w/Кружевоплетение
САЙД 34. Роспись по ткани.
Ученица:
Я люблю рисовать, поэтому этот вид творчества мне более близок. Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии и Индии. В Европе и России заниматься Батиком стали совсем недавно – в XX веке.
САЙД 35.
2 октября 2009 г. этот вид искусства внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества. Материалом для росписи служат шёлковые, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани.
САЙД 36.
На ткань специальными инструментами (стеклянными трубочками, кистями) наносят резерв (на основе воска), а затем акриловую краску. Если вы захотите попробовать дома расписать ткань, посмотрите видео на сайте Яндекс.Видео›роспись по ткани для начинающих
Учитель: Спасибо девочки. Вы подготовили прекрасные сообщения. Отдельное спасибо за вовремя предоставили материал, он очень помог при создании презентации.
А сейчас откройте, пожалуйста, § 24 на 149 странице учебника. Найдите и назовите те виды декоративно-прикладного творчества, с которыми самостоятельно ознакомитесь дома.
Ученица:
Роспись по дереву. Вязание. Ковроткачество.
Учитель: Будьте внимательней. Никто не хочет поправить……
Ученица:
У нас на столах есть все для вязания. Значит, мы будем вязать.
Учитель: Умница. На прошлом уроке вы уже познакомились с этим видом рукоделия. Помните, кто был у нас в гостях?
САЙД 37.
Ученицы:
Да руководитель кружка «Художественное вязание», Надежда Юрьевна. Она принесла и показала нам готовые изделия, которые вяжутся спицами и крючком.
Еще она рассказала, как отличить вещь, связанную в ручную от той которую связали на машине.
Учитель: А ты помнишь как?
Ученица:
Да. По швам. Если вещь связана вручную – швы будут похожи на косичку, а если её вязали на машине, они будут обметаны на специальной машине.
Учитель: А кто помнит, как называется эта машина?
Ученицы
Оверлок. У меня такая дома есть.
Еще Надежда Юрьевна спросила, какой вид вязания появился раньше, а мы не смогли ответить и вы сказали, что на следующем уроке опять нас спросите.
Учитель: Умницы. Все помните. Ну и кто из вас готов ответить?
Ученицы:
Я. У меня все в тетради записано. На сайте Википедия говориться, что впервые узоры для вязания крючком были опубликованы в голландском журнале Pénélopé (Пенелопа) в 1824 году. Доказательством того, что вязание крючком было новинкой в XIX веке, считают статью в английском журнале «Зимний подарок», в которой содержатся подробные инструкции как вязать крючком, а основы других видов рукоделия не разъясняются. Это было в 1847 году.
Я тоже это читала. В этой энциклопедии еще говориться, что вязать спицами стали очень, очень давно. Самые древние вязаные вещи нашли в гробницах III века.
А я нашла и распечатала картину «Дева Мария за вязанием». Она точно доказывает, что спицами вязать стали раньше, чем крючком.
САЙД 38. Вязаная сказка.
Учитель:
Умницы. А теперь найдите определение этого вида рукоделия.
Прочитайте его вслух. Вклейте определение в тетрадь.
САЙД 39. Где спицы? Где крючок?
Учитель: Надежда Юрьевна, показала вам много интересных работ. Давай проверим, сможете ли вы определить какие вещи связаны крючком, а какие спицами.
Ученицы называют варианты ответов.
Ученица:
Ольга Викторовна, я слышала, что вязать крючком чем спицами. Это правда?
Учитель: А вы как думаете девочки?
Ученицы рассуждают, высказывают свое мнение.
Этап изучения и закрепления фрагментов будущего материала на практике.
Учитель: Есть предложение. Давайте проверим это на практике.
Ученицы: Мы «за».
Учитель:
В 6 классе мы будем подробно изучать технологию изготовления вязаных изделий, а сегодня попробуем выполнить набор петель на спицы, вывязывать начальную петлю и цепочку петель крючком.
Учитель:
Подготовьте рабочее место. Уберите все лишнее. А теперь внимание на экран.
ВИДЕО. Вязание крючком.
ВИДЕО. Вязание спицами.
Ученицы:
Выполняют практическую работу. Комментируют свои действия.
Учитель осуществляет комментируемое управление.
VI. Этап рефлексии учебной деятельности.
Учитель:
- Я рада, что все вы прекрасно справились с заданиями!
Пожалуйста, подсчитайте количество смайликов. У кого их 3 и более поднимите руку. Какую оценку, на ваш взгляд, заработали одноклассницы? Учитель выставляет оценки в классный журнал.
Ученицы проводят взаимооценку.
Учитель:
Итак, наш урок походит к концу. Пришло время опровергнуть или подтвердить мою гипотезу.
«Человек способный создать произведение изящного (классического) искусства», может изготовить и предмет одного из видов декоративно-прикладного искусства».
Верна гипотеза или нет?
Хорошо, а теперь, продолжите, пожалуйста, предложения, которые видите на экране.
САЙД 40.
Рефлексия учебной деятельности
1) сегодня я узнал(а)…,
2) было интересно…,
3) было трудно…,
4) теперь я могу…,
5) меня удивило…,
6) мне захотелось…
Ученица: Выбранный по душе вид рукоделия украсит нашу: вокруг появится много нарядных вещей и каждый день станет интереснее.
Учитель: Спасибо за откровенные ответы и сотрудничество на уроке.
Я рада, что вам понравился урок.
VII. Информация о домашнем задании.
Учитель: Запишите или сфотографируйте домашнее задание.
САЙД 41.
Девочки, очень скоро мы приступим к выполнению проекта: «Лоскутное изделие для кухни-столовой. Подготовьте, пожалуйста, сообщения на следующие темы:
«История лоскутного шитья».
«Что такое пэчворк?».
«Узор спираль».
«Узор изба».
В помощь вам у вас есть опоры, следуя которым вы легко подготовите сообщения.
Вид декоративно-прикладного искусства (название). |
История (где и когда впервые возникло). |
Интересные факты. |
Технологические особенности. Внешние признаки. |
Источник информации. |
За 2 дня до урока предоставить материал учителю в распечатанном виде или отправить на эл. почту: [email protected] |
15