СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративно - прикладное искусство. Резьба по дереву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Резьба по деревупроизводит не меньше воздействия на зрителя, чем живопись. Никакому художникуне передать ту игру текстуры и искрения, которые даёт древесина. Верно сказано: лучшее, что придумала природа - это дерево. От него происходит и жизнь и красота на Земле.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно - прикладное искусство. Резьба по дереву.»

Декоративно - прикладное искусство Резьба по дереву Учитель технологии МКОУ 8 вида школы № 10 г.Асино Томской области Геннадий Алексеевич Денисов

Декоративно - прикладное искусство Резьба по дереву

Учитель технологии

МКОУ 8 вида школы № 10 г.Асино Томской области

Геннадий Алексеевич Денисов

Резьба по дереву.

  • Резьба по дереву является одним из видов декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу также используют для украшения предметов декоративно – прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.
  • Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно возросла в последнее время, всё настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.
  • Русское искусство художественной обработки древесины – явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси.
  • Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе – от величественного храма до деревянной игрушки – создавать подлинные произведения искусства.

Материал

  • Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Это зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
  • Из лиственных пород часто применяют – липу. Древесина липы легко и чисто режется, но из-за низкой твёрдости липу не используют для изготовления мебели.
  • Древесина ольхи также легко режется и имитируется под другие породы, например под красное дерево.
  • Прекрасный материал для резьбы – древесина берёзы. Она твёрже ольхи и липы режется труднее, но качество резьбы лучше. Хорошо окрашивается и отделывается. Её недостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, склонность к короблению и растрескиванию.
  • Древесину тополя и осины- используют для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах.
  • Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны – украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Ель режется легче сосны. Но у неё больше сучков и она очень твердая, поэтому реже применяется для резьбы.
  • Дуб применяли для крупных декоративных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоёмка из-за высокой твёрдости древесины и скалывания, но очень выразительна и декоративна.

Сушка древесины.

  • Любая древесина очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. Сушка древесины – очень долгое и хлопотное дело.
  • Запаривание – в подходящий по размерам чан кладут сырую древесину, наливают немного воды, накрывают и ставят в духовой шкаф. Эффект- противостоит растрескиванию, приобретает глубокий коричнево – золотистый цвет.
  • Вываривание в масле (небольшие куски дерева) вываривали в хлопковом масле, олифе или растительном масле.
  • Вываривание в соляном растворе (небольшие куски) варят от 3-4 ч..
  • Сушка в песке – интересный декоративный эффект.
  • Сушка в зерне на Руси была хорошо известна (зарывали в зерне).
  • Сушка на цементном или бетоном полу . Основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Переворачивают через 2 – 3 часа.
  • Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.
  • Естественный вид сушки – атмосферный, воздушный. Сушить обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остаётся сырой. Из-за разницы напряжёний образуются трещины, дерево быстро коробится. При сушке часто возникают трещины. Заделка крупной трещины – это вставка в неё кусочка такой же древесины. Мелкие трещины заделывают замазкой на основе опилок.
Плосковыемчатая ( геометрическая ) резьба. Если орнамент углублён в толщу заготовки незначительно, а фон остаётся плоским, нетронутым, то резьба называется геометрической. Этот один из самых древних видов резьбы, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. Геометрическая резьба состоит из различных комбинаций нескольких основных элементов (двугранные выемки, трёхгранные, четырёхгранные, скобчатые порезки-лунки, трёхгранные выемки криволинейной формы) выполняемых ножом – косячком и полукруглыми стамесками.

Плосковыемчатая ( геометрическая ) резьба.

  • Если орнамент углублён в толщу заготовки незначительно, а фон остаётся плоским, нетронутым, то резьба называется геометрической. Этот один из самых древних видов резьбы, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе.
  • Геометрическая резьба состоит из различных комбинаций нескольких основных элементов (двугранные выемки, трёхгранные, четырёхгранные, скобчатые порезки-лунки, трёхгранные выемки криволинейной формы) выполняемых ножом – косячком и полукруглыми стамесками.
Плосковыемчатая (контурная) резьба. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остаётся на начальном уровне , а фон углубляется в толщу заготовки, называется контурной. В контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц и т.д.. В композициях контурной резьбы используют разнообразные линии, которые образует контурная канавка. Эта техника широко применялась в русской народной резьбе : резных элементов дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом . Однако неплохо иметь в запасе полукруглые стамески.

Плосковыемчатая (контурная) резьба.

  • Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остаётся на начальном уровне , а фон углубляется в толщу заготовки, называется контурной.
  • В контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц и т.д..
  • В композициях контурной резьбы используют разнообразные линии, которые образует контурная канавка.
  • Эта техника широко применялась в русской народной резьбе : резных элементов дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.
  • В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом . Однако неплохо иметь в запасе полукруглые стамески.
Плоскорельефная резьба. Своё название она получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создаёт иллюзию рельефа. Такой вид резьбы даёт возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоёмкая, требует определённого мастерства и опыта, наличия разнообразного резчицкого инструмента. Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

Плоскорельефная резьба.

  • Своё название она получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создаёт иллюзию рельефа.
  • Такой вид резьбы даёт возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека.
  • Однако техника работы довольно трудоёмкая, требует определённого мастерства и опыта, наличия разнообразного резчицкого инструмента.
  • Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.
Рельефная резьба. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Изображение может быть углублено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространён. Рельефная резьба имеет следующие подвиды: Барельефная – узор выступает над фоном незначительно, характер рельефа – силуэтный. Горельефная – обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, что способствует лучшему выявлению формы изображения. Рельефная резьба отличается от других большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени. Рельефная резьба считается трудоёмкой, поскольку требует мастерства и опыта резчика по дереву, большого набора инструментов.

Рельефная резьба.

  • Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.
  • Изображение может быть углублено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространён.
  • Рельефная резьба имеет следующие подвиды:
  • Барельефная – узор выступает над фоном незначительно, характер рельефа – силуэтный.
  • Горельефная – обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, что способствует лучшему выявлению формы изображения.
  • Рельефная резьба отличается от других большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени.
  • Рельефная резьба считается трудоёмкой, поскольку требует мастерства и опыта резчика по дереву, большого набора инструментов.
Прорезная резьба. Прорезной называется резьба, у которой элементы связаны между собой, а фон удалён. Приёмы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространенна, особенно в украшении деревянных домов. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Опиловку можно выполнять путём запилов ножовкой и скалывания прямыми и изогнутыми стамесками. Самым производительным инструментом является электролобзик.

Прорезная резьба.

  • Прорезной называется резьба, у которой элементы связаны между собой, а фон удалён.
  • Приёмы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространенна, особенно в украшении деревянных домов.
  • Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов.
  • Опиловку можно выполнять путём запилов ножовкой и скалывания прямыми и изогнутыми стамесками.
  • Самым производительным инструментом является электролобзик.
Прорезная ( накладная ) резьба. Прорезная резьба наклеенная к основанию – фону называется накладной. Она широко применяется в архитектурной резьбе, но вполне годиться и для украшения предметов быта, выполнения панно. Накладная резьба является простой в техническом отношении, так как в этом случае не требуется выборки фона. Такая техника позволяет сравнительно легко исправлять ошибки, допущенные при резьбе. Или изменять при необходимости отдельные детали рельефа.

Прорезная ( накладная ) резьба.

  • Прорезная резьба наклеенная к основанию – фону называется накладной.
  • Она широко применяется в архитектурной резьбе, но вполне годиться и для украшения предметов быта, выполнения панно.
  • Накладная резьба является простой в техническом отношении, так как в этом случае не требуется выборки фона.
  • Такая техника позволяет сравнительно легко исправлять ошибки, допущенные при резьбе. Или изменять при необходимости отдельные детали рельефа.
Прорезная ( ажурная ) резьба. Прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами называется ажурной резьбой. Сквозные прорези сильно ослабляют материал изделия. Из этих соображений выполнять ажурную резьбу (особенно тонкую) желательно на достаточно твёрдых и однородных по структуре материалах: берёза, липа, клён, ольха. Архитектурную ажурную резьбу можно выполнять на сосновых досках, пользуясь в качестве основного инструмента выкружной пилой и узкой ножовкой.

Прорезная ( ажурная ) резьба.

  • Прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами называется ажурной резьбой.
  • Сквозные прорези сильно ослабляют материал изделия. Из этих соображений выполнять ажурную резьбу (особенно тонкую) желательно на достаточно твёрдых и однородных по структуре материалах: берёза, липа, клён, ольха.
  • Архитектурную ажурную резьбу можно выполнять на сосновых досках, пользуясь в качестве основного инструмента выкружной пилой и узкой ножовкой.
Скульптурная ( объёмная ) резьба . Скульптурная (объёмная) резьба – это художественно обработанная со всех сторон объёмная фигура, полностью или в основном отделённая от фона. В объёмной резьбе объект просматривается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы. Скульптурная резьба служила для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц. К этому виду резьбы относится и современная станковая скульптура, выполненная из дерева.

Скульптурная ( объёмная ) резьба .

  • Скульптурная (объёмная) резьба – это художественно обработанная со всех сторон объёмная фигура, полностью или в основном отделённая от фона. В объёмной резьбе объект просматривается со всех сторон.
  • Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.
  • Скульптурная резьба служила для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.
  • К этому виду резьбы относится и современная станковая скульптура, выполненная из дерева.
Домовая (корабельная) резьба. Домовая резьба – это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и долота. Как правило, домовая резьба применяется для украшения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу ХХ века. Резьбой украшали все детали дома – причелины и полотенца, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом и т. д.. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает: * рельефной * прорезной * объёмной – фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. д..

Домовая (корабельная) резьба.

  • Домовая резьба – это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и долота. Как правило, домовая резьба применяется для украшения построек.
  • Домовую резьбу называют также корабельной, считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей.
  • Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу ХХ века. Резьбой украшали все детали дома – причелины и полотенца, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом и т. д..
  • По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:
  • * рельефной
  • * прорезной
  • * объёмной фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. д..
Виды орнаментов. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов. Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте – это подчинённость конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала. Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее используемых мотивов является так называемая плетёнка – различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.

Виды орнаментов.

  • Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов.
  • Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте – это подчинённость конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.
  • Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее используемых мотивов является так называемая плетёнка – различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.
Разновидности орнамента. По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета орнамент может быть:  Ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой; Сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность; Замкнутым – узор, заполняющий площадь определённой геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).

Разновидности орнамента.

  • По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета орнамент может быть:
  • Ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;
  • Сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;
  • Замкнутым – узор, заполняющий площадь определённой геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).
Основные мотивы в орнаменте. По используемым мотивам орнамент может быть: Геометрическим – из различных геометрических элементов; Растительным – из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц; Зооморфным – из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц; Геральдическим – из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т.д.. Гротескным – из фантастических сочетаний декоративных мотивов; Комбинированным – из комбинации различных мотивов (например6 геометрических и растительных мотивов).

Основные мотивы в орнаменте.

  • По используемым мотивам орнамент может быть:
  • Геометрическим – из различных геометрических элементов;
  • Растительным – из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;
  • Зооморфным – из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;
  • Геральдическим – из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т.д..
  • Гротескным – из фантастических сочетаний декоративных мотивов;
  • Комбинированным – из комбинации различных мотивов (например6 геометрических и растительных мотивов).
Заключение. Декоративно – прикладное искусство – это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в неё эстетического начала. Резьба по дереву производит не меньше воздействия на зрителя, чем живопись. То ли благодаря своей доступности восприятия, толи потому, что к ним кроме мастера приложила свои «Золотые руки» мать – природа, ибо никакому художнику не передать ту игру текстуры и искрения, которую даёт древесина. Верно сказано: лучшее, что придумала природа – это дерево. От него происходит и жизнь, и красота на Земле.  А.Ф.Афанасьев.

Заключение.

  • Декоративно – прикладное искусство – это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в неё эстетического начала.
  • Резьба по дереву производит не меньше воздействия на зрителя, чем живопись. То ли благодаря своей доступности восприятия, толи потому, что к ним кроме мастера приложила свои «Золотые руки» мать – природа, ибо никакому художнику не передать ту игру текстуры и искрения, которую даёт древесина.
  • Верно сказано: лучшее, что придумала природа – это дерево.
  • От него происходит и жизнь, и красота на Земле.
  • А.Ф.Афанасьев.