ГОРОДСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ
«ЛИКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
Декоративный кухонный набор
Направление «Традиционные промыслы
Учащийся 7 б класса
МАОУ г. Нягань СОШ №14
Нестерова А.
Руководитель: учитель технологии
МАОУ г. Нягань СОШ №14
Ибатуллина О.В.
Нягань
2022-2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………………………..3-5
1.1.Обоснование выбора темы проекта ………………………………………3-4
1.2.Цель и задачи проекта……………………………………………………..…5
1.3.План выполнения проекта…………………………………………………5
2. Теоретическая часть……………………………………………………….6-9
2.1.Исторический аспект……………………………………………………….6-7
2.2.Варианты будущего изделия………………………………………………8
2.3.Инструкция по технике безопасности…………………………………8-9
3.Технологический этап…………………………………………………….9-13
3.1.Выбор материалов, инструментов и оборудования…………………9
3.2. Столярные соединения…………………………………………………9-11
3.3.Технологическая карта ………………..………………………………...11-12
4.Экономическое обоснование…………………………………………..........12
5.Экологическое обоснование………………………………….……………..13
6.Заключение (самооценка, реклама изделия)………………………….13-14
7.Список литературы…………………………………..………......................14
8. Приложение……………………………………………………………15-17
Введение
Обоснование выбора темы проекта
Если отложить в сторону компьютер, окажется, что, кроме информационных технологий, в мире есть еще масса увлекательных занятий, которые не только разнообразят проведение свободного времени, но и принесут ощутимую пользу. Всегда приятно оживить интерьер своего дома, оригинальным изделием ручной работы, сделанным, своими руками. Помимо сладкого чувства гордости за свои старания, процесс изготовления имеет множество положительных сторон, к которым относиться развитие моторики рук, релаксация и повышение концентрации внимания. Существует огромное множество вариантов изделий, что можно сделать: от банальных разделочных досок, полочек, до царских шкатулок.
Художественная обработка дерева была известна еще в IX - X вв. В странах, богатых лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства умеют и мастера разных стран. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу (иву, черемуху).
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает художественное выпиливание лобзиком. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, резьба лобзиком развивалась параллельно с точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. Выпиливание лобзиком - вид художественной обработки древесины. Древесина - доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий. Начинающему мастеру-любителю необходимо знать, что фанера с натуральным деревом хорошо сочетаются.
На первых порах необходимо усвоить хотя бы один способ выпиливания, один способ соединения деталей.
Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься творчеством? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы Домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре.
Изготовление «Кухонного набора» - темой моей работы.
Актуальность темы в том, что возникло большое желание внести свой вклад в благоустройство и украшение нашей квартиры. Да, работа оказалась долгая и кропотливая, потому, что у меня ещё нет большого опыта в данном направлении, но большое желание взяло вверх. Конечно, кухонный набор можно было купить в магазине, ведь там огромный выбор красивых и разнообразных, но они, как правило имеют высокую цену и однотипны. Я хотел именно свой кухонный набор, который будет один на белом свете.
Цель проекта:
Сохранение традиций отечественной культуры через изготовление предметов интерьера и быта. Освоение техники художественной работы столярными инструментами при изготовлении декоративного кухонного набора.
Задачи:
Сбор информации по художественной обработке древесины лобзиком;
Изучить материалы, инструменты, способы обработки древесины и виды художественной работы по древесине;
Освоение технологии в процессе изготовления декоративного кухонного набора.
План выполнения проекта
Работу начали с составления плана, и он заключался в следующем:
Подбор и изучение дополнительной литературы.
Составление схемы технических компонентов и необходимых требований к изделию.
Подготовка материала к выполнению конструкторского этапа:
- варианты идей выбора формы;
- изготовление эскиза выбора формы и содержания изделия.
Выполнение технологического этапа:
- выбор оборудования и материала;
-организация рабочего места и соблюдение техники безопасности в работе;
-составление технологической карты изготовления всего изделия и определенных его деталей.
Расчет материальных затрат и определение себестоимости продукции.
Составление рекламы изделия.
Экологическое обоснование изделия.
Теоретическая часть
Исторический аспект
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства.
Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, делали и красивую бытовую утварь. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.
Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. В XVII - XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники.
Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом “чувство вещи”.
До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома-произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.
Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве.
Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика.
Электрический лобзик необходим в любом хозяйстве. С помощью этого универсального инструмента можно выпиливать различные затейливые фигуры на плоских поверхностях из дерева, фанеры, стали, пластика, оргстекла, камня и даже гипсокартона. Электролобзик незаменим в работе мебельного мастера, столяра, гипсокартонщика и любого человека, который любит изготавливать вещи для дома и дачи своими руками.
Еще до недавнего времени в хозяйствах у домашних умельцев преобладали ручные лобзики. Для работы с ними требовалось много времени и сил. Сегодня простые инструменты постепенно вытесняются их электрическими собратьями, благодаря которым распил поверхностей любой прочности превратился в минутное дело.
Максимальная толщина материалов, с которой может справиться электролобзик, составляет 65 мм.
Предметы с резными вставками или целиком выполненные из выпиленных элементов могут украсить собой не только домашний интерьер, но и облик дачного или садового участка.
2.2.Варианты будущего изделия
Из предложенных эскизов мы выбрали третий, так как он нам показался самым интересным.
2.3.Инструкция по технике безопасности
При ручной обработке древесины.
Изготавливая кухонный набор, мы соблюдали технику безопасности:
В процессе выполнения работы по обработке древесины запрещается:
- выполнять работу неисправным инструментам;
- работать при плохом освещении;
- работать без спецодежды;
- производить огневые работы;
- прикасаться к проводам под напряжениям;
- самовольно включать станки;
- принимать самостоятельные действия без разрешения учителя;
- нарушать требования при работе с режущими инструментами;
- нарушать технику безопасности при пользовании красителями.
Изготовление полочки выполняли поэтапно.
3.Технологический этап
3.1.Выбор материалов, инструментов и оборудования
Подобрали следующее материалы и оборудование:
Столярный верстак
Столик для работы с ручным лобзиком
Комплект столярных инструментов
Электрическая дрель
Наждачная бумага
Клей
Выбор материала был несложным. Исходя из возможностей школьной мастерской, наиболее доступным и удобным в работе материалом для изготовления изделия, является остатки мебельного щита, фанера 7, 10 мм
3.2. Столярные соединения.
Клеевое соединение - неразъемное соединение деталей с помощью клея, наносимого на соединение поверхности.
Клеевые соединения не выдерживают длительное время большие нагрузки, при повышенных температурах, особенно во влажной атмосфере или при низких температурах снижается прочность клеевого соединения. В этом состоят основные недостатки таких соединений.
Физико-химические основы склеивания. В основе процессов склеивания материалов находятся явления когезии и адгезии. Когезия - это сцепление частиц одного и того же материала, адгезия - это сцепление частиц различных материалов; причиной когезии и адгезии являются силы межмолекулярного взаимодействия. Кроме того в процессе склеивания возникает сложные физико-химические явления, адсорбция, электростатические силы, диффузия (у высокомолекулярных полимеров). Незначительное влияние на клеящую способность оказывает механическое сцепление клеящего вещества (механическая адгезия). Для качественного соединения необходима соответствующая подготовка склеивающих поверхностей и достаточное смачивание клеящим веществом. Клеящими веществами являются высокополимерные синтетические смолы или реактивные смеси различных химических структур.
Вид клеевого соединения выбирается так, чтобы возникали в нем в основном сдвигающие нагрузки, а остальные виды нагрузок были минимальными .
Виды нагрузок на клеевые соединения: а) растяжение б) сдвиг
При всех видах соединений клеевой шов должен воспринимать всю нагрузку и поэтому должен иметь возможно большую поверхность, однако длина соединения должна быть ограничена некоторой величиной.
Прочность соединения определяется свойствами отвержденного клея в клеевом соединении, прочностью склеиваемого материала и видам соединения. Вид клеевого соединения определяется конфигурацией детали и нагрузкой. Прочным клеевым соединением является одинарная нахлестка, двойная нахлестка, нахлестка с подсечкой, соединение со скошенными кромками, полушиповое, с двойной накладкой, со скошенными накладками и др. Кроме того клеевые соединения часто применяют в комбинации с другими типами соединений (сварными, клепанными, резьбовыми) для придания соединениям дополнительных свойств - герметичности, прочности.
К клеям предъявляют следующие требования: нейтральность к склеиваемым материалам, стойкость к воде, к воздействию различных сред, к нагреванию, охлаждению, резким перепадам температур; грибостойкость; высокие адгезионные и когезионные свойства; простота нанесения на поверхность; хорошее заполнение зазоров между соединяемыми поверхностями; продолжительная жизнеспособность приготовленного клея; возможность склеивания при комнатной и повышенных температурах и низком давлении. При выборе клея необходимо учитывать физико-химические и технические свойства, а также условия эксплуатации изделия.
Мы использовали клей Момент, столяр. Для качественного склеивания использовали струбцины.
Подготовленные детали соединяются клеем.
3.3.Технологическая карта
Технологическая карта. Изготовление настольного набора.
№ п/п | План | Эскиз детали | Инструменты |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8 9 10 | Выбрать материал Разметить и выпилить заготовки Нанести рисунок на заготовки Выпилить ручным лобзиком подставку под горячее Выпилить заготовки на подставку Зачистить поверхности у всех заготовок; Выполнение проушен на боковых стенках Декорирование планки техникой выжигание по дереву Подогнать и зачистить; Сборка изделия | | Верстак, карандаш, линейка, угольник, струбцины, столик для работы ручным лобзиком, пилочки с мелкими зубьями, дрель, надфили, стаместка, киянка, наждачная бумага, клей Момент столяр, |
4.Экономическое обоснование
Для изготовления декоративного кухонного набора потребуются фанера 10 мм и 7 мм остатки мебельного щита.
Работа содержит следующий материал:
№ п\п | Наименование | Цена за одну штуку | Расход материала | Затраты на материал |
| Фанера ФК | 710 руб за лист | 315х2125х10 280*121*7 330х29х7 (3 шт) | 180 руб |
| Клей Момент. | 90 руб. | 10 гр. | 9 руб. |
| Наждачная бумага | 25 руб | 1 шт | 25 руб. |
| Кисть | 25 руб. | 1 шт. | 25 руб. |
| Пилки для лобзика | 20 руб | 2 шт | 40 руб |
| Мебельный щит | 500 руб | 85х120х20 60х120х20 | 50 руб |
| Болт, гайка | 10 руб | 2 шт | 20 руб |
| Итого: 349 рублей |
В материальные затраты входят также финансовые расходы на амортизацию отчисленную за пользование инструментами и оборудованием. Однако данные расходы не учтены по причине того, что изделие изготавливалось в школьной мастерской во внеурочное время. Нет необходимости в стоимость продукции включать труд вложенный работником.
5. Экологическое обоснование
Кухонный набор изготовлен собственными силами, удобен в пользовании, намного дешевле, чем в магазине. В магазине цена подобного изделия от 500 – до 750 руб.
Выполнен набор из экологически чистого материала. Надежное соединение основной части с ручкой. Все технические операции доступны и выполнимы.
Это мое первое сложное изделие (состоит из 12 деталей), проверка моих навыков и моих творческих способностей.
После изготовления кухонного набора я провел испытания. Ручкой удобно держать всю конструкцию в руке. Набор устойчиво стоит на столе, а столовые принадлежности хорошо размещаются по своим домикам.
Реклама:
Если Вам нужен практичный, а так же симпатичный набор для столовых принадлежностей - обращайтесь в удобное для Вас время.
Где нас найти? Улица Раимкулова 10, школа №14, кабинет технического труда.
Всегда рады Вам помочь!!!
6.Заключение (реклама изделия, самооценка)
Мое изделие получилось красивым. Я доволен качеством своей работы.
Сделано из натуральных материалов и никакого вреда нанести человеку и природе не может.
Преимущество данного изделия заключается в том, что оно изготовлено по индивидуальным размерам, с неповторимым дизайном, очень органично вливается в интерьер и исключительно сочетается с мебелью.
Более того технологические операции по изготовлению декоративного кухонного набора просты и доступны для каждого, кто хочет и может мастерить.
Так же в пользу набора, изготовленного самостоятельно, можно отнести невысокую себестоимость, оригинальность, индивидуальность и удобство в использовании.
Прошли века, изменилось мировоззрение людей, их быт. А изделия народных мастеров и сегодня по-прежнему восхищают нас своим совершенством. В наше время декоративное искусство не только сохраняется в музейных залах, оно живет в народе. С чувством благоговения относимся к изделиям, хранящим тепло человеческих рук. Ведь в каждой вещи – часть души, сердца мастера.
7.Список литературы
Барадулин В.Л. Художественная обработка дерева (1986). Изд-во «Лёгкая промышленность».
Барташевич, А.А. Художественная обработка дерева / А.А. Барташевич, А.М. Романовский. – Минск: Выш. шк., 2000. – 230 с.
Выпиливание лобзиком / авт.-сост. В.И. Рыженко. - М.: «АСТВ», 1998. – 128 с.
Горский, В.А. Техническое конструирование / В.А. Горский. – М.: ДОСААФ, 1977. – 128 с.
Панченко, В.В. Выжигание по дереву / В.В. Панченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 220 с.
Рихвк, Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских / Э.В. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
Приложение
Декоративный кухонный набор
12