СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Декоративный пейзаж»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Декоративный пейзаж»»



















«Декоративный пейзаж»

Открытое занятие













Составила: Куватова З.Д.,

педагог дополнительного

образования, руководитель

объединения «Акварелька»













Новый Уренгой 2022


План – конспект

Тема: «Декоративный пейзаж».

Раздел: Живопись.

Форма: открытое занятие, занятие-практикум.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная.

Цель занятия: выполнить изображение декоративного пейзажа в цвете.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с искусством разных художников;

  • учить подмечать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д.,

  • познакомить с разнообразием декоративных техник; углубить представления детей о возможностях цвета; учить детей смело выражать чувства изобразительными средствами.

Развивающая:

  • развить творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы;

  • Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в натюрморте, развивать чувства композиции.

Воспитательная:

  • воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и истории.

  • Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины, эстетические чувства.

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства; укреплять меж предметные связи (литература, музыка, мировая современная культура).

Методы и приемы:

  • словесный (беседа, рассказ, ответы обучающихся);

  • наглядный (наглядный материал);

  • практический;

  • исследовательский (умение самостоятельно распределять выбор действия, его способа, свобода творчества);

Материально-техническое оснащение занятия: проектор, ноутбук,

демонстрационный экран, доска.

Учебно-методическое оснащение занятия: дидактический материал для

педагога: образовательная программа, методическая литература,

технологическая карта занятия, презентация по теме занятия;

Инструменты и материалы: карандаш ТМ, ластик, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, бумага для акварели А4.

Возраст участников 7-10 лет, группа 2б,2 года обучения.

Время занятия – 40 мин



Ход занятия:

1.  Организационный момент.

Педагог: Добрый день дорогие ребята, я предлагаю вам поприветствовать друг – друга, и пожелать всем хорошего и позитивного настроения для получения новых знаний в области изобразительного искусства.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Педагог: Отлично, а теперь с позитивным настроем приступаем к работе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Декоративный пейзаж».

Цель нашего занятия: Выполнить изображение декоративного пейзажа в цвете. В конце занятия мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

3. Формирование новых знаний.

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с жанром изобразительного искусства пейзаж.

Педагог: Прежде всего, вспомним, что такое пейзаж? Кто помнит что обозначает слово «пейзаж»?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы. Существует целый ряд разновидностей пейзажного жанра: городской, парковый, сельский, индустриальный, морской (марина).

Педагог: Ребята, а как вы думаете, чем отличается декоративный пейзаж от реалистичного? Дети отвечают.

Педагог: Правильно. В декоративном пейзаже отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как передние, так и задние изображаются с одинаковой четкостью.

  Также для декоративного пейзажа характерно обобщенность, символичность и условность. В декоративном пейзаже выполняется стилизация объектов и предметов. Стилизация же происходит за счет упрощения очертания объектов.

  Стилизация — это изменение видимых свойств и качеств предметов, предполагающее их упрощение с целью усиления выразительности других.

  В Декоративной композиции используются практически все основные изобразительные средства: Точка, линия, светотень, форма, размер, пропорция, масштаб, цвет ,фактура ,текстура, формат и тд.

  Главными изобразительными средствами считаются: точка, линия, светотень. Потому, что этой триады вполне достаточно для полноценного художественного изображения и соответственно композиции.

Педагог: Художник, изображая пейзаж, старается выразить свои чувства через её образ. В спорах о новом художественном видении мира рождалось новое направление в искусстве – импрессионизм - от франц. - «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода Моне. Он создал целые живописные серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток.

Педагог: Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? (Ответы учащихся). (Верный ответ – цвет).

Педагог: Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом.  «Определение колорит». Колорит (от лат. color — цвет, окраска) - богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.

Основные группы цветов: Основные – составные. Теплые – холодные. Глухие – звонкие.

Педагог: Как можно превратить цвет в нежный, тревожный или тихий? (Ответы учащихся). (Верный ответ: смешивая с белой, чёрной красками или др. оттенками).

Педагог: В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым оно становится нежным, спокойным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом.  Настроение в картине во многом зависит и от фактуры - характера поверхности, которая передаётся при помощи мазка. Вид мазков создаёт настроение беспокойное и шумное или тихое и умиротворённое. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. «Тональность». Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон.  Первый план – ярче и насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет, тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее.

Ознакомление с эмоциональными возможностями цвета.  «Эмоциональные возможности цвета».

Педагог: Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация). Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Подумайте и ответьте на вопрос: 1. Какое значение имеет цвет в передаче времени суток? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый цвет – день. Красный – закат. Синий – ночь). 2. А к какому времени года можно отнести каждый пейзаж? (Предполагаемые ответы учащихся: жёлтый – лето. Красный – осень. Синий – зима). Ассоциировать цветовую гамму пейзажа можно и с настроением человека, и с возрастом. 3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в передаче настроения? (Ответы учащихся). (Верный ответ: цвет имеет очень большое значение в передаче состояния природы в картине). Таким образом, собран весь понятийный аппарат, которым должны владеть учащиеся.

4. Закрепление учебного материала

Педагог: Давайте обобщим вышесказанное. Рассмотрим репродукции картин российских художников и проанализируем их сходство и различия. При анализе учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какое настроение возникает? При помощи чего художнику удалось передать такие различные состояния природы? В чём заключается декоративность и условность изображения в данных пейзажах?

Педагог: Молодцы! Вы красочно и интересно описали пейзажи художников.

5. Практическая работа.

Педагог: Теперь давайте поговорим о том, как нарисовать наш пейзаж.

Задача: Нарисовать пейзаж, не реалистичный, а СТИЛИЗОВАННЫЙ, декоративный. Сейчас я покажу примеры картин.

Для стилизации нашего пейзажа необходимы следующие этапы выполнения: 1. Определить время года и «картину пример» 2. Упростить и определить форму реально-изображаемых предметов с «картины примера» 3. Перенести упрощенную форму на альбомный лист 4. Подобрать цветовую гамму к пейзажу 5. При необходимости сделать контур, прожилки и т д. 6. Добавить декоративные элементы.

6. Физминутка

«Гимнастика для пальчиков»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Вращаем кисти рук)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)

Повертели. (Круговые вращения кистью)

И работать захотели. (Потираем руками)

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)

А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)

Рисовать опять начнем. (Потираем руками)


7. Продолжение практической работы.

- Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.

Целевые обходы:

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.


8. Выставка работ.

Педагог: Посмотрите, какие декоративные и красочные пейзажи у вас получились. Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

Предлагаю вам развесить на доске получившиеся пейзажи. Наша мини выставка- просмотр, поможет определить ошибки и недочеты, выявить наиболее удачные работы.

Справились ли мы с вами с поставленной задачей? (разобрать сближенные отношения; найти контрасты и отличия (нюансы) цвета.)

9. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- О чем сегодня говорили на занятии?

- Что понравилось на занятии?