2. Этап проверки домашнего задания(6-7 мин.). | - Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, способов действий). - Выясняет причины невыполнения д/з отдельными уч-ся. - Определяет типичные недостатки в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления. - Ликвидирует обнаруженные недостатки. Фронтальная беседа по вопросам: 1. Почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке? 2. Что является источником энергии для синтеза белков? 3. Какова последовательность процессов при биосинтезе белка? 4. Что такое трансляция и где она происходит? Класс делится на 2 группы. Задание 1 группы. Игра по принципу «лото». Предложено два типа карточек, работая сообща, установите между синими и красными карточками соответствие. При возникновении затруднений воспользуйтесь информацией учебника и электронного словаря биологических терминов (Приложение №1). Текст на синих карточках: 1.Элементарная единица жизни на Земле - … | 2.Эукариоты - … | 3.Безъядерные клетки - … | 4.Наследственный материал в клетке находится… | 5.Совокупность всех реакций, протекающих в живой клетке, называется… | 6.Метаболизм состоит из двух взаимосвязанных процессов-… | 7.Ассимиляция - … | 8.Диссимиляция - … | 9.Универсальный источник энергии в клетке - … | 10.По способу питания клетки можно разделить на: … | 11. Фаза фотосинтеза, в ходе которой образуется кислород, - … | 12.Ген - … | 13.Этапы синтеза белка: … | 14.Свойство живых организмов, благодаря которому продолжается жизнь на Земле, -… | Текст на красных карточках 1. …размножение | 2. …транскрипция, трансляция | 3. …участок молекулы ДНК, несущий генетическую информацию об одном белке | 4. …клетка | 5. …клетки, имеющие оформленное ядро | 6. …прокариоты | 7. …световая | 8. ….автотрофы и гетеротрофы | 9. …АТФ | 10. …в ДНК | 11. …метаболизм | 12. …ассимиляции и диссимиляции | 13. …процесс распада биополимеров с освобождением энергии | 14. …процесс синтеза биополимеров с затратой энергии | Предполагаемый ответ учащихся: 1-4, 2-5, 3-6, 4-10, 5-11, 6-12, 7-14, 8-13, 9-9, 10-8, 11-7, 12-3, 13-2, 14-1. Задание 2 группы. Выберите правильные суждения. Все живые организмы используют две формы энергии: световую и химическую. Синтез каких-либо веществ происходит без затрат энергии. К фототрофным организмам относят только зеленые растения. Источником кислорода при фотосинтезе является вода. Реакции темновой фазы обеспечиваются энергией, запасенной во время световой фазы. К сапрофитам относятся растения, животные, грибы. К хемоавтотрофным организмам относят нитрифицирующие и серные бактерии. Паразиты существуют только на живых организмах, нанося им вред. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон). Существует всего 20 видов тРНК (по количеству аминокислот). Процесс трансляции происходит в ядре клетки. Все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок и находящиеся на одной иРНК, образуют полисому. В каждой клетке реализуется только часть генетической информации, содержащейся в ее генах. В процессе трансляции тРНК присоединяется к участку иРНК и притягивает к нему аминокислоту. При биосинтезе белка энергия в виде АТФ на одних этапах расходуется, на других – выделяется. Ответ записывается в виде волнистой линии: 
| Самостоятельно выполняют тестовые задания, - участвуют в беседе - находят ошибки, корректируют знания. | Познавательные: - перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами -умение анализировать,делать выводы,строить логически обоснованные рассуждения; -выделять главное, обобщать. Регулятивные: -умение работать по плану,выдвигать версии; - - контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности, адекватно формулировать в устной и письменной форме - вносить необходимую коррекцию в процесс деятельности - самостоятельно находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: -умение излагать своё мнение; - понимать позицию другого; -осознанно использовать речевые средства; -корректировать своё мнение. Личностные: -осознавать целостность мира и многообразие взглядов. |
3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся(15мин.). | - Формулирует цели урока вместе с уч-ся; - ставит перед уч-ся учебную проблему; -уточняет понимание учащимися поставленных целей урока; - показывает практическую значимость изучаемого материала. -что вы знаете о делении клетки? -что такое клеточный центр? -что такое ДНК? -что такое редупликация ДНК? -что такое хромосомы? -что такое диплоидный набор хромосом? -что такое гаплоидный набор хромосом?
Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей. Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы: 1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? 2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? - Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока? Деление клетки. Митоз.(слайд ). Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации. Озвучивает тему и цель урока –Теперь запишите тему урока. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия: хромосомы, ядро, рост, размножение и т.д.). – Что же такое размножение? Сформулируйте ответ на наш вопрос, используя материал учебника А. А. Каменского стр.77 §2.14 1-2 абзац . (Подводит итоги ответов об-ся, далее работают по 3 слайду). Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (3слайд) – Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника А. А. Каменского стр.77 §2.14 4 абзац . Вам нужно их выучить. (Подводит итоги ответов об-ся, далее работают ( по 4 слайду). Деление соматических,т.е.неполовых, клеток называется митозом. И так, что же это за процесс - митоз? Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории. Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит: Новые клетки могут возникать только из предшествующих клеток. Р. Вирхов “Откуда мы взялись, соседка?” – Спросила как-то клетка клетку. Та не услышала вопрос – Она делилась! Шел ….!”(Митоз) (слайд), Этот процесс проходит в несколько этапов, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза (слайд) . На этом этапе урока учитель организует работу с текстом учебника (учебник А. А. Каменского п. 2.14, стр.78 – 81, рис.39, 40), в ходе которой обучающиеся делятся на группы. Сейчас мы будем работать по учебнику, у Вас на партах лежат задания 1 задание раздел «Клеточный цикл, интерфаза» 2 задние раздел "Фазы митоза профаза" 3 задание раздел "Фазы митоза метафаза" 4 задание раздел "Фазы митоза анафаза " 5 задание раздел "Фазы митоза телофаза" 6 задание вывод о биологическом значении митоза Каждая группа изучает особенности одной фазы митоза и совместно заполняет соответствующую часть предлагаемой таблицы (слайд). Митотический цикл. Фазы | Процесс, происходящий в клетке | Профаза | | Метафаза | | Анафаза | | Телофаза | |
Затем учащиеся объединяются в новые группы, в которых происходит обмен информацией и окончательное заполнение таблицы в тетради каждого. Вернёмся к кластеру, который мы составляли в начале урока. Какими новыми понятиями, освоенными на уроке, вы его дополните? Записывает на доске: жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл, фазы митоза; профаза, метафаза хроматид. | -Активно слушают и участвуют в диалоге. -Отвечают на вопросы учителя. -Озвучивают и записывают тему урока в тетрадь. -Активно слушают и участвуют в диалоге; -отвечают на вопросы учителя; - анализируют видеосюжет; - сопоставляют с текстом учебника; - читают текст, находят в тексте понятия; - озвучивают понятия; - предлагают варианты формулировок понятий. -Делятся на группы; -выполняют задание в тетради; - осмысливают задание (определяют последовательность действий); - находят в тексте необходимую информацию; - заполняют таблицу; -отвечают на вопросы учителя. -Отвечают на вопрос учителя; -заполняют кластерв тетради. | Регулятивные: - умение определять цель, проблему; -выдвигать версии, проблему в деятельности; -работать по плану, сверяясь с целью; -оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: - выдвигать гипотезы, их обоснование - учатся находить в учебниках достоверную информацию; - строить логически обоснованные рассуждения ; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. . Коммуникативные: - умение излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты для решения задач; -умение организовывать работу в паре, группе. Личностные: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
4. Этап применения изученного(3-4 мин.).
| - Организует работу по применению учащимися изученного материала; - предлагает выполнить задание, выводит его с помощью камеры на доску ( по 6 слайду); -организует: взаимопроверку и оценочные высказывания обучающихся. Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы: 1.Расположение хромосом по экватору (М) 2.Растворение ядерной оболочки (П) 3. Формирование ядерной оболочки (Т) 4. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам (М) 5. Исчезновение нитей веретена деления (Т) 6. Расхождение хромосом к полюсам клетки (А) 7. Спирализация хромосом (П) 8. Расхождение центриолей к полюсам (П) 9. Появление в цитоплазме перетяжки (Т) 10. Образование хроматина(Т) С помощью смыслового чтения научить учащихся определять нужную и второстепенную информацию, выполнять логическое свёртывание фактов, связанных с митозом Задание 1. Посмотреть видефрагмент Значение митоза. Ответить на вопрос: Как с позиций знаний, полученных на уроке, вы оцените ситуацию? Их нечаянно подслушанного разговора двух девушек, сидящих в очереди в парикмахерской, следует, что одна из девушек жалуется другой, что ей часто приходится посещать мастера, тратить время и деньги на стрижки и маникюр. Обращается она к мастеру примерно в два раза чаще, чем подруга, так как у неё быстрее растут волосы и ногти, и этим она крайне недовольна и находится в недоумении, почему так происходит. Что могла ответить ей подруга?
| -Осмысливают задание (определяют последовательность действий); - отвечают на вопросы -в ходе диалога предлагают варианты ответов к каждому пункту; -соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют свои записи. | Познавательные - учатся находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные: - учатся осуществлять взаимоконтроль и коррекцию. Личностные: - осознают единство и целостность мира, - формирование личностного и жизненного самоопределения. Познавательные - умения решать поставленную проблему - делать выводы и умозаключения. Регулятивные: умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно Коммуникатив-ные - умение находить общее решение Предметные - понимание биологического смысла и значения митоза , - умение использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста |
5.Этап контроля и самоконтроля.(5-6 мин.). | -Организует деятельность по применению новых знаний; - осуществляет индивидуальный контроль по усвоению учащимися нового материала. Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах: если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова; клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели; рост человека увеличивается до 18-23 лет; в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки)
Класс делится на 2 варианта, затем ведется фронтальная проверка знаний по вариантам
1. Отметьте неверный ответ. Прививки используют для размножения растений, так как: а) это более быстрый способ, чем выращивание из семян; б) при этом сохраняется желаемый набор признаков; в) образующиеся растения сочетают в себе признаки обоих родителей. 2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки? а) жизнь клетки в период ее деления; б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти; в) жизнь клетки в период интерфазы. 3.Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток; б) соматических клеток; в) а + б. 4. В профазе митоза происходит: а) удвоение содержания ДНК; б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки; в) спирализация хромосом. 5. В анафазе митоза происходит расхождение: а) дочерних хромосом; б) гомологичных хромосом; в) негомологичных хромосом; г) органоидов клетки.
Вариант 2. 6. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления? а) анафазе; б) телофазе; в) профазе; г) метафазе. 7. Хромосомы расположены в одной плоскости в центре клетки (на экваторе). К каждой из них в области центромеры присоединены с двух сторон нити веретена. Это характерно для фазы митоза: а) профазы; б) метафазы; в) анафазы; г) телофазы. 8. Репликация происходит в а) профазе; б) метафазе; в) интерфазе; г) телофазе. 9. Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в: а) профазе; б) метафазе; в) анафазе; г) телофазе. 10. Биологическое значение митоза заключается в: а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками материала цитоплазмы и ядра б) увеличении числа клеток в) а + б Ответы к тесту: 1– в; 2– б; 3– б; 4– в; 5– а; 6– в; 7– б; 8–в; 9–в; 10–в. | - Дают определение понятиям. -Осмысливают задание; -самостоятельно отвечают на вопросы теста ; -участвуют в беседе; -выявляют ошибки. | Регулятивные: - контроль, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: -умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникатив-ные: -умения работать индивидуально. Личностные: смыслообразование. |
6.Этап коррекции. (5мин.) | Организует деятельность уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков. Отметьте верный ответ. 1. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки? а) жизнь клетки в период ее деления; б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти; в) жизнь клетки в период интерфазы. 2.Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток; б) соматических клеток; в) а + б. 3. В профазе митоза происходит: а) удвоение содержания ДНК; б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки; в) спирализация хромосом. 4. В анафазе митоза происходит расхождение: а) дочерних хромосом; б) гомологичных хромосом; в) негомологичных хромосом; г) органоидов клетки. 5. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления? а) анафазе; б) телофазе; в) профазе; г) метафазе | -просматривают ролик и выполняют тест | Познавательные -умение анализировать ,делать выводы, строить логические рассуждения. Коммуникативные : - умение излагать своё мнение, создавать устные тексты. |
9.Этап рефлексия.(3 мин). | Формирует способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; - формирует способность вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей; - предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом; - Выставляет и комментирует отметки. Цели деятельности: Научить обучающихся: - соотносить полученный результат с поставленной целью; -оценивать результат своей деятельности (Самоанализ и самооценка). Учитель организует рефлексию. Самооценка обучающихся: Игра «Что я за птица?»Учитель при помощи проектора выносит на экран СЛАЙД критерий | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Активность на уроке | высокая | средняя | низкая | Материал урока усвоил | хорошо | частично | слабо | Тему могу объяснить | Могу сам | Могу, но с подсказкой | Затрудняюсь | 3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам) 7-6 баллов Соловей (поведай свои знания другим) 8-9 баллов Орел (открывает тайны бытия). Учитель проводит подводящий диалог. Запишите в тетрадях свое мнение: Почему я должен запомнить значение и фазы митоза. Несколько мнений учитель просить высказать (можно по желанию) Примерные причины: 1.Митоз является основой размножения и роста организмов. 2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере. 3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит. 4.Я могу, объяснить другим как все это происходит. 5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся Самоанализ обучающихся: 1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке? 2. Что для вас было наиболее интересным? 3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке? 4. В чем испытывали трудности? | -Фиксируют своё настроение; -осуществляют самооценку; -формулируют конечный результат своей работы на уроке; | Познаватель-ные: - -учатся использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. - развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи. Регулятивные: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные: - формировать интерес к изучению биологии, - осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |