СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление многозначных чисел на однозначное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деление многозначных чисел на однозначное»


МБОУ «СОШ № 2 с.п.Горагорское» Надтеречного муниципального района








МАТЕМАТИКА

4 класс




Деление многозначных

чисел на однозначное

















Составитель:

учитель начальных классов

Эльмурзаева Л.Т.













Тема урока: Деление многозначных чисел на однозначное.

Цели урока:

1.Отрабатывать письменный прием деления на однозначное число.

2. Формировать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, умение решать задачи.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование:

- компьютерная презентация,

- наглядный материал - лексическое значение слов (бухта, порт, пристань), алгоритм - письменного деления,

- раздаточный материал - карточки с дифференцированными заданиями,

- энциклопедии о морских обитателях.


ХО Д У Р О К А


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Слайд 1, 2

Итак, друзья, внимание –

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Сейчас начнем урок.


  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Слайд 3

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров Сокровищ по морю математических знаний и попытаемся разыскать клад. В ходе нашего путешествия будем отрабатывать умение делить многозначные числа на однозначные письменным способом.

- Как называют такой способ? (Деление «уголком» или «столбиком»).

- Сформулируйте тему урока ( Деление многозначных чисел на однозначные).

- Ну, раз мы с вами на корабле, то наши тетради это – бортовые журналы. Откройте их и запишите тему урока.

- Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать правила: быть внимательными, активными, правильно выполнять задания, не допускать ошибок, иначе можем потерпеть кораблекрушение.

- Но прежде, чем отправимся в путь, произнесем волшебные слова: Слайд 4,5

Плыви, плыви кораблик

На запад, на восток.

Веди, веди нас к знаниям

Наш сказочный урок.


  1. УСТНЫЙ СЧЕТ Слайд 6, 7

- Итак отправляемся. И первая остановка в бухте Копилка Знаний.

- Как понимаете значение слова бухта?

- БУХТА - небольшой глубокий морской залив, заводь.


1. Чтение многозначных чисел: Слайд 8, 9

- Среднее расстояние от Солнца до Земли 149 503 000 км

- Сколько в числе единиц тысяч?

- Сколько сотен тысяч?

- Длина окружности Земли по экватору 38 022км

- Сколько в числе десятков?

- Самый крупный остров Гренландия. Его площадь 2175 600 кв.км.

- Назовите предыдущее и последующее число.

- Назовите отсутствующие разряды.

- Территорию России занимает 17 075 400 кв.км.

- Увеличьте число на 600.

- Уменьшите число на 400.

- Назовите разряды каждого класса.

- Молодцы, я думаю, если бы числа могли нас слышать, они бы были нами довольны.

- Отправляемся дальше, но что-то не пускает наш корабль. Слайд 10

- Ах, да, это якорь, он за что-то зацепился.

- Понятно, за числа, которые выпали из окошек. Слайд 11, 12

2. Вставьте числа в «окошки»:


5 * …. = 55 … : 6 = 3 (ост. 2)


96 : … = 16 … : 7 = 210


- Как называются компоненты при умножении?

- Как называются компоненты при делении?

- Как называются компоненты при делении с остатком?

- Как найти неизвестный множитель?

- Как найти неизвестный делитель?

- Как найти неизвестное делимое?

- Якорь освобожден, теперь можем спокойно плыть дальше. А наш указатель показывает на порт «Вопрос – ответ».

Сделаем остановку там. Слайд 13

- Как вы понимаете значение слова порт? Слайд 14

- ПОРТ - место с защищённым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов.


3. Игра «Вопрос – ответ»

- Какие из чисел 0, 5, 7, 9, 14, 19, 21, 33, 42, 49,54, 57, 63 Слайд 15

- делятся на 7 без остатка

- делятся на 7 с остатком 5

- Какие два числа дают значение произведения 36, 35, 40, 81,72, 45,14, 24, 16,30

Слайд 16

- Задание выполнено и мы можем смело отправляться дальше по маршруту.


IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ


- Причаливаем к пристани «Проверь себя». Слайд 17

- Как вы понимаете значение слова пристань? Слайд 18

- ПРИСТАНЬ - место на берегу водоема, оборудованное для причала судов, лодок.



1. Проверка задачи Слайд 19


- Посмотрите на схемы. Какая из них подходит к задаче №198 в домашнем задании?


  • Объясните, что обозначают выражения:

90-60 90-52 90-(30+38)

- Что вам помогло в решении этой задачи? (схема)


2. Проверка значений выражений Слайд 20


- Сверим ответы в выражениях.

- Расставьте полученные значения выражений в порядке возрастания и вы прочитаете слово.



  1. О 56792 Ы

  1. М 295 О

  1. Д 17236 Ц

453 Л

М О Л О Д Ц Ы


  1. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 21

- Раз мы молодцы, давайте отдохнем и понаблюдаем за морскими обитателями.

- Каких морских обитателей встретили?

- Что интересного знаете о них? Где читали о них?

(Показать учащимся книги, энциклопедии на тему: «Животный мир морей»)


  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА


  1. Повторение алгоритма деления на однозначное число.

- До острова Сокровищ еще далеко, наверняка там нас ждут сложные задания. Слайд 22

- Предлагаю подготовиться в пути и повторить алгоритм деления на однозначное число.

- А что такое алгоритм?


Алгоритм письменного деления Слайд 23

  1. Находим первое неполное делимое.

  2. Определяем количество цифр в значении частного.

  3. Найдем цифры в каждом разряде.


- Для чего нужно знать алгоритм деления?

- Мы уже у цели, остров Сокровищ совсем близок. Слайд 24

- А к сокровищу доберемся, если все задания выполним верно.


  1. Коллективная работа. Выполнение задания №191.


- Будем ориентироваться по указателям. И первая стрелка указывает на № 191

(1 и 2 столбик) в учебнике. Слайд 25

- Откройте учебник, прочитайте задание.

- Выпишите выражения, значения которых содержат а) две цифры, б) три цифры, в) четыре цифры:

- Какие знания нам помогут выполнить задание? (Знание алгоритма)

125 : 5 6123 : 3

2712 : 4 75 : 5

21007 : 7 1089 : 9


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 26

- А чтобы добраться к следующему указателю, надо пройтись немного по острову.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем.

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Перед нами водоем.

Прыгать будем мы смелее:

Раз-два.

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем.

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели!

(Дети садятся)


  1. Самостоятельная работа в печатной тетради №118(а). Слайд 27

- Дорога к сокровищу всегда трудна. Теперь перед нами трудное препятствие и нужно каждому приложить усилие, чтобы справиться со следующим заданием на указателе.

- Восстановите запись деления уголком.

Проверка (вывести на экран) Слайд 28


  1. Работа над задачей № 204. Слайд 29

- Клад от нас недалеко. Давайте выполним следующее задание.

- Прочитайте задачу.

На 9 машинах доставили 47700 кг зерна.

Сколько зерна могут перевезти 12 таких машин?

- О чем идет речь в задаче?

- О каком зерне может идти речь в задаче? (О пшенице) Слайд 30

- Жители этого острова наверняка не знают о такой зерновой культуре. А вы? Что вам известно о пшенице? Где выращивают? Что из нее изготавливают?

- Многие после посещения столовой оставляют полкусочка хлеба. И ведь так погублена не одна буханка! А сколько мы выбрасываем за неделю! Это неуважение к труду многих людей, к хлебу. Как говорит народная мудрость: «Хлеб всему голова». Как понимаете эту пословицу?

- Правильно. Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему относиться нельзя. Слайд 31

- Итак, приступаем к решению задачи.

- Что означает число 47700? Слайд 32

- Каков вопрос задачи?

- Посмотрите на схемы. Какая схема подходит к данной задаче? Слайд 33

9м 9м


47700 кг ? кг


12 м 12 м


? кг 47700 кг


- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, нужно узнать , сколько зерна в 1 машине)

- Каким действием узнаем? (делением)

- Зная, сколько килограммов зерна в 1 машине, каким действием узнаем ответ на главный вопрос?

- Самостоятельно запишите решение задачи по действиям. Запись решения выполните «столбиком».

(Один ученик работает за створкой у доски. Слабые - получают индивидуальные карточки с вопросами к задаче. Сильные, которые быстро справятся с задачей, -получают индивидуальные карточки с дополнительным заданием)

Проверка.

- Наше путешествие на остров Сокровищ было нелегким, но мы все-таки добрались до клада. Слайд 34


  1. ИТОГ УРОКА


- Какое математическое изречение мы нашли? Прочитайте.

- Как вы думаете, кто бы мог сказать такие слова?

- Это слова Михаила Васильевича Ломоносова – русского ученого-энциклопедиста.

- Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, «приводит ум в порядок».)

- Привели в «порядок» свои знания?

- Чему мы учились на уроке? (Закрепляли умение делить многозначные числа на однозначные)

- Что было на уроке самым интересным? Самым трудным?

-Вы поняли, что надо тренировать дома? Я уверена, что много вопросов к следующему уроку исчезнут, и я вам помогу.

- А теперь нам пора возвращаться домой.

Слайд 35,36



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 37