Деление суммы на число
Цель: создать условия для ознакомления с различными способами деления суммы на число.
Задачи:
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи;
развивать логическое мышление, математическую речь учащихся;
воспитывать взаимопомощь, способствовать формированию интереса к изучению математики.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
формировать положительное отношение к учению,
уважительное отношение к собеседнику,
развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию
отличать новое от уже известного.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
научатся делить сумму на число разными способами;
закрепят знания таблицы умножения и деления; усовершенствуют вычислительные навыки, умения решать задачи;
научатся выполнять задания творческого и поискового характера;
сумеют применить полученные знания на практике;
смогут сотрудничать при работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения, будут адекватно себя оценивать на уроке.
Тип: урок открытия нового знания
Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику.
Карточки с заданием для работы в парах, рабочие тетради.
1. Вводно-мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня будет необычный урок, а сказочный. Мы отправимся в путешествие, и на нашем пути будет немало препятствий.
- С каким из героев мы будем путешествовать, узнаем, отгадав загадку:
ДОСКА
Он один совсем остался,
Сам не знал, как потерялся,
Но не верил, что на свете
Есть потерянные дети.
И решил один, на льдине
В путь отправиться он длинный,
И, во что бы то ни стало,
Отыскать скорее маму.
С хоботом, но не слонёнок,
Кто же это? (МАМОНТЁНОК)
Это мультфильм о том, как мамонтенок искал свою маму. Он хочет искать её в Африке, так как узнал, что там обитают похожие на мамонтов животные. Поможем ему найти маму? Приступаем к теме урока.
2. Актуализация опорных знаний
Фронтальная работа
Панель
- Посмотрите на доску, пред вами корзина идей. Проверим, что в ней (достает из корзины словосочетание – Деление
-
(30+27):3
Что вы знаете о действии - деление? Как называются компоненты деления?
- Предлагаю решить примеры устно, посмотрите на доску
(40+8):6 (20+80):10
- Как вы решили первое выражение? (вычислили сумму и разделили на число)
- Как вы решили второе выражение? (также)
- Вызвало ли затруднение третье выражение? Почему? (Сумма в последнем примере не делится)
- Чем отличаются другие выражения? (сумма делилась)
- Что на что мы делим (сумму на число)
3. Целеполагание
доска
- Посмотрим, что осталось в нашей корзине – Сумма на число
- как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? (деление суммы на число)
- Молодцы, сами сформулировали тему урока.
- Определим цель урока. Сформулируйте тему в виде вопроса. На какой вопрос мы сегодня постараемся найти ответ? (Цель: Как научиться).
- Где это пригодится? Для чего нужно? (Чтобы быстро, безошибочно делить сумму на число)
- Наша цель - это выяснить.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Мамонтенок предлагает нам план поиска мамы. Первая точка на карте Пустыня Сахара – там мы узнаем
Узнать …… продолжите приложение (как выполнять деление суммы на число)
Вторая точка – Джунгли. Здесь мы чему научимся?
Научиться …. (решать примеры на деление суммы на число разными способами)
Последняя точка путешествия Саванна там мы проверим что?
Проверить ….. ( свои знания при решении примеров).
ОСАНКА
- Вот мы с вами и оказались на самом жарком континенте. Первый пункт на карте - пустыня Сахара. Давайте вместе УЗНАЕМ, как выполнять деление суммы на число.
Фронтальная работа
- Я предлагаю вам решить следующую задачу
6 красных и 4 зеленых яблока разложите поровну на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую тарелку?
- Но есть условие! Все яблоки лежат в мешочке, и мы будем доставать по 2 яблока и раскладывать по одному на тарелки.
- Будем мы обращать внимание на цвет яблок, если по условию задачи нам сказано «разложить поровну все яблоки»? (нет, обращать внимание не стоит)
- Как можно записать свои действия математическим выражением? (6+4):2
Выходит решение на слайде
- Сколько получится яблок на каждой тарелке (5)
- А теперь другое условие! Необходимо разложить поровну на две тарелки сначала красные яблоки, потом зеленые.
- Как можно записать свои действия математическим выражением? 6:2+4:2=
- Скажите результат? (5)
Выходит решение на слайде
- Сравните ответы в обоих случаях. Что вы заметили? (они одинаковые)
- А чем отличался первый способ решения от второго? (в первом случае сначала узнали сумму, а потом разделили поровну, а во втором случае разделили на 2 каждое слагаемое и сложили результат)
- Итак, задача была одна?
- А способы решения? (разные)
- Можем мы сейчас решить новый пример
(30+27):3
- Кто хочет решить? ДЕВОЧКА выходи к доске и запиши решение.
А
(30+27):3= 30:3=27:3= 10+9=19
вы ребята будете работать в листах путешествия. В которых вы будете оценивать себя после выполнения заданий и закрашивать ромашки на полях.
- ДЕВОЧКА, молодец. Присаживайся и можешь закрасить ромашку за правильно выполненное задание. Ребята, если у вас получился такой же результат, то тоже закрасьте ромашку
-
ВЫВОД: разделить сумму на число можно двумя способами.
1 способ: вычислить сумму, а затем разделить её на число.
2 способ: каждое слагаемое можно разделить на число, а затем сложить полученные результаты.
Итак, как же можно разделить сумму на число?
- Сравним выводы с учебником, посмотрите еще раз, как выполняется деление суммы на число
-Совпадает ли объяснение учебника с нашим объяснением? (да)
- Любую ли сумму можно делить на число, используя наши новые способы? (Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число)
-. Итак, первый пункт на карте мы прошли. Мы УЗНАЛИ какими способами можно выполнять деление суммы на число
Работа в парах
Продолжаем путешествие в поисках мамы мамонтенка. Следующая точка путешествия – тропический лес, непролазные на планете джунгли. Выполним задание.
- Выполните задание 2 в ваших листах. Работать вы будете в парах. Как только выполняете задание, поднимаете руку. Посмотрев на слайд с правилами работы в паре, можете выполнять задание:
Правила работы в паре:
1. Прислушиваться к мнению друг друга.
2. Не спорить.
3. В работе должны принимать участие оба.
Задание:
1. Прочитайте задание
2. Соедините стрелкой с возможными вариантами решения
Представьте число 56 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 8 |
|
(48+8) :8 | (46+10) :8 | (16+40) :8 |
- Проверим по документ камере.
- Закрасьте ромашку, если задание выполнили верно.
- Посмотрите, мы выполнили с вами второй пункт плана (ставишь галочку НАУЧИТЬСЯ)
- Следующая точка маршрута – саванна. Поупражняемся определять способы решения выражения
Работа в группах
- Выполним задание. Работать будете в группах по три человека
- Посмотрите на слайд перед вами правила работы в группе (читают с доски):
Правила работы в группе:
1. Работайте дружно – вы одна команда.
2. Не бойтесь высказывать своё мнение.
3. Думайте сами, а не рассчитывайте на других.
4. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя.
- Подходите к доске
- Вспомним технику безопасности при работе с интерактивным оборудованием.
Внимательно посмотрите задание и приступайте к его выполнению.
Задание в Лернинге
вычислить сумму и полученный результат разделить на это число. (а+в):с | | Каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. а:с+в:с |
| (80+16):4 | |
| (11+13):6 | |
| (30+21):3 | |
- Если вы согласны (обращается к другой группе) – поднимите руку.
- Что необходимо было сделать вашей группе?
- Если вы согласны (обращается к другой группе) – поднимите руку.
- Присаживайтесь.
- Оцените свою работу раскрасив цветок
- Мы прошли всю саванну. Маму мамонтенка видели у водопоя. Отправляемся к водопою.
Физминутка
По саванне в летний зной
Звери шли на водопой (Ходьба на месте)
За мамой-слонихой топал слоненок, (Идут, громко топая)
За мамой-тигрицей крался тигренок, (Крадутся на носочках)
За мамой-косулей скакали козлята, (Скачут на прямых ногах)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут в полуприсяд)
Волчица вела за собою волчат, (Бег на месте)
Все мамы и дети напиться спешат.
- Здорово, ребята, мы отдохнули. Отправляемся к реке Нил.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
3. ПРОВЕРИТЬ
Индивидуальная работа
- Проверим, верны ли ваши знания. Выполните тест.
Тест
1. Сколько способов вычисления деления суммы на число вы узнали?
а) один
б) два
в) три
2. Подберите решение к указанному выражению (36+4):2?
а) 36:2+4:2
б) 36: 4+2:4
- Поменяйтесь работами и сверьте с эталоном
- Оцените свою работу, раскрасив цветок за каждое задание
- Посмотрите, мы выполнили с вами третий пункт плана (ставишь галочку ПРОВЕРИТЬ)
- Карта привела мамонтёнка к большой слонихе, та признала его своим сыном, и они больше не расставались. Вот так закончилось путешествие Мамонтёнка в поисках мамы, а помогли ему в этом вы.
Если мама далеко,
Очень детям нелегко.
Я скажу вам прямо:
Берегите МАМУ!
- Подсчитайте количество раскрашенных цветов и определите, какую оценку себе поставите. Поднимите у кого 5 цветков – оценка 5, у кого 4.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Настало время подвести итоги нашего урока.
- На какой вопрос мы сегодня старались с вами найти ответ?
- Все пункты плана мы выполнили?
- У вас на партах цветные карточки:
Если бы вы хотели изменить что-то в нашем путешествии, поднимите желтую карточку.
Если вам все понравилось в нашем путешествии, поднимите красную карточку.