ГБОУ Уфимская специальная коррекционная общеобразовательная
школа № 138 I-II видов
Конспект урока математики
в 3 классе на тему:
« Деление двузначного числа
на однозначное ».
Составила: учитель начальных
классов Клюева С.Г.
Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное.
Цель : познакомить обучающихся с новым приемом внетабличного деления двузначного числа на однозначное.
Задачи:
- повторить таблицу умножения и деления чисел;
- повторить внетабличные способы умножения и деления чисел путём разложения числа на разрядные слагаемые;
- повторить способы деления суммы на число;
- познакомить учащихся с приёмом деления двузначных чисел на однозначное число путём разложения делимого на удобные слагаемые, составить алгоритм выполнения данного способа деления;
- развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету.
Ход урока:
I. Орг.момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте,
На уроке не зевайте.
- Скажите, ребята, что нужно, чтобы урок наш был удачным? ( ответы детей)
-И, конечно, хорошее настроение. Желаю сохранить вам его на весь урок.
II. Разминка ( устный счёт)
- Начнём урок с разминки.
8 * 7 = 54 | 7 * 6 = 49 |
6 * 6 = 30 | 9 * 4 = 35 |
28 : 7 = 3 | 54 : 6 = 8 |
63 : 9 = 8 | 63 : 9 = 6 |
1)Найди ошибки в вычислениях ( карточки с заданием).
2) Разложите числа на разрядные слагаемые: 12, 64, 72, 54, 96.
- Когда мы используем эти знания и умения? (при решении примеров на умножение двузначного числа на однозначное, делении двузначного числа на однозначное)
- Расскажите, как выполнить действия : 12x5 и 24:2 ( ответы детей).
III. Повторение изученного.
-Вспомним, как можно разделить сумму на число: ( 20 + 30 ) : 5
I способ | II способ |
( 20 + 30 ) : 5 = 50 : 5 = 10 -Вычисляем сумму чисел 20 и 30 и делим её на 5. | ( 20 + 30 ) : 5 = 20 : 5 + 30 : 5 = 10 -Делим на 5 каждое слагаемое и полученные результаты складываем. |
-Д.:
-У. Слушайте ушками и повторите то, что я сказала ( РСВ):
1) Сумму чисел 30 и 24 разделить на 9.
2) Сумму чисел 20 и 12 разделить на 2.
- Запишите выражение и решите его.
-Каким способом легче выполнить деление суммы на число? ( первое выражение – I способом, а второе выражение – II способом)
IV. Новый материал.
1) -У.: А можно ли наше последнее выражение ( 20 + 12 ) : 2 выполнить , если сумму чисел 20 и 12 разделить на 2?
-Д: Нет, потому что мы не знаем, как полученное число 32 разделить на 2.
-У.: А если мы заменим число 32 суммой двух слагаемых, которые легко делятся на 2 - это и будут 20 и 12.
2) – У. : Разделим 54 : 3. Как мы это сделаем?
-Д. : 54 : 3 = ( … + …) : 2 = ( 30 + 24 ) : 3 = 10 + 8 = 18
- Т.о. мы можем составить алгоритм выполнения данного способа деления:
1шаг: Двузначное число разложили на слагаемые.
– На какие слагаемые? Почему именно на такие слагаемые? Как они могут называться? Есть разрядные, а это … удобные, значит их удобно разделить на данное однозначное число.
2 шаг: Каждое слагаемое делим на данное однозначное число, используя свойство деления суммы начисло.
3 шаг: Складываем полученные результаты.
- У. : Как вы думаете, какой шаг самый сложный?
- Д. : Разложить на удобные слагаемые
- У. :Почему?
-Д. : Нужно подобрать такие числа, чтобы делились на число, а в сумме давали данное.
- У. : А что для этого нужно хорошо знать?
- Д. :А для этого надо хорошо знать таблицу умножения и деления.
V. Физкультминутка.
VI. Работа над пройденным материалом.
Отдохнули и снова за работу. На доске примеры. Выполнить деление двузначного числа на однозначное.
90 : 5
84 : 6
96 : 4
2)Решим задачу № 3, с.15.
- Прочитайте задачу. Выделите слова для краткой записи.
Краткая запись ведётся под руководством учителя.
Театры – 3шт. на ? больше
Библиотеки - ? шт., в 6 раз больше
- Что значит в 6 раз больше? ( Умножаем)
- Как узнать на сколько одно число больше другого? ( Надо из большего вычесть меньшее).
- Запишите алгоритм решения и решите задачу.
VII. Итог. Рефлексия.
Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Молодцы!
- У. : Что мы сегодня на уроке учились делать?
-Д. : Делить двузначное число на однозначное.
- У. : Научились? Как это сделать?
-Д. : Мы должны представить число в виде суммы удобных слагаемых, которые хорошо делятся на данное однозначное число.
VIII. Запись домашнего задания.
С. 15 № 2, 6