СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра для педагогов «Применение толерантности в педагогической практике»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для педагогов «Применение толерантности в педагогической практике»»

Деловая игра для педагогов «Применение толерантности в педагогической практике»

Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту.

Разминка

Под спокойную музыку педагоги образуют два круга (один в одном, и начинают движение по часовой, и против часовой стрелки, по команде ведущего педагоги прекращают движение и обмениваются рукопожатиями, после движение продолжается. Движение повторяют еще раз по команде – дарят улыбку противостоящему человеку, игру повторяют еще раз – только делают поклон.

После разминки педагоги делятся на 2 группы.

Игра «Ассоциации».

Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки (например: т-терпеливый и т. д.).

[Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.

Разговор о понятии «толерантность».

Вот вы и дали определения понятию толерантность, но если быть точнее «толерантность» - это способность человека, сообщества, государства уважать мнение других, пусть и радикально отличающееся от своего. Терпимость-это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»,- говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. Поэтому 16 ноября отмечался Международный день толерантности.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;

во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;

в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».

в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

В русском языке слово «толерантность» также имеет несколько значений. В. Даль в своем словаре «Толковый словарь живого великорусского языка» уделяет этому понятию целую колонку и трактует слово «терпимый» как терпящий из милосердия или снисхождения.

Стать толерантным в один миг невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, должен начинать с себя с себя: с самоанализа, преодоления своих культурных предрассудков, стеротипов, применения толерантных форм взаимодействия на практике

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.

Поэтому толерантность является профессионально необходимым личным качеством медика, Медик должен обладать способностями толерантного взаимодействия на всех уровнях и во всех проявлениях толерантности.

Метод толерантности предусматривает: прежде всего, такие качества: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т. е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации.

Любой медик в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы медиков с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.

Коротко обозначим каждый тип медика, используя схему:

жизненное кредо; лозунг, которым пользуется медик; позиция, занимаемая по отношению к людям; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения.

Предлагаемая психологическая характеристика этих типов не преследует цели обидеть медиков или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика медиков, она необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков в работе и для предостережения медиков от грубых ошибок.

Медики с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к людям («Диктатор»).

Жизненное кредо: «Я поставлю вас на место!»

Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за все!»

Позиция, занимаемая по отношению к людям, — «сверху»; контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».

Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.

Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к больному, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.

Тактика поведения: диктат.

Медики с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к людям («Снежная Королева»).

Жизненное кредо: «Оставьте меня в покое!»

Лозунг, которым пользуется медик: «Это вы сами в состоянии сделать!»

Позиция, занимаемая по отношению к больному, — безучастный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но не вместе.

Способы общения: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирования.

Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.

Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.

Медики с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).

Жизненное кредо: «Я вылеплю из вас людей!»

Лозунг, которым пользуется медик: «Делай, как я!»

Позиция, занимаемая по отношению к больному, — «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».

Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.

Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциоальным реагированием, стремление изменить поведение ребенка, скорректировать его личность.

Тактика поведения: диктат.

Медики с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям («Сноб»).

Жизненное кредо: «Ох уж эти больные!»

Лозунг, которым пользуется медик: «И когда только вы уйдете!»

Позиция, занимаемая по отношению к больным, — «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».

Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.

Преобладающая форма отношений: высокомерие надменность, кичливость. Тактика поведения: контроль, опека.

Медики с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»).

Жизненное кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!»

Лозунг, которым пользуется медик: «Все получится, нужно только немного подождать!»

Позиция, занимаемая по отношению к больным — «рядом, но не вместе».

Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование

Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.

Тактика поведения: сосуществование рядом

Медики с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям «Золушка».

Жизненное кредо: «Я готов вытерпеть, лишь бы вам было хорошо». Лозунг, которым пользуется медик: «Ну что я могу для тебя сделать?»

Позиция, занимаемая по отношению к больным, — «снизу», приспособление.

Способы общения: приноравливание к детям.

Преобладающая форма отношений: беспомощность.

Тактика поведения: невмешательство.

Медики с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»).

Жизненное кредо: «Это дети, и этим все сказано!»

Лозунг, которым пользуется медик: «У вас все получится со временем!»

Позиция, занимаемая по отношению к больным, — «сверху», позиция покровительствующего «родителя».

Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.

Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.

Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.

Медики с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к больным («Альтруист»).

Жизненное кредо: «Я так вас люблю, что готов все принять, лишь бы вам было хорошо!».

Лозунг, которым пользуется педагог: «Все дано от природы, я мало что могу сделать!»

Позиция, занимаемая по отношению к больным, — «снизу», приспособление.

Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.

Преобладающая форма отношений: уступчивость.

Тактика поведения: попустительство.


Медики с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»).

Жизненное кредо: исходить из интересов больного и перспектив его дальнейшего развития.

Лозунг, которым пользуется медик: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»

Позиция, занимаемая по отношению к больному, — «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.

Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.

Преобладающая форма отношений: сотрудничество.

Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.

Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к проблеме отношений, и медицинских отношений в частности, проанализировали особенности проявления терпимого отношения медиков к больным, гипотетически определили индивидуально-типические особенности его проявления в зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям, а также на основе функционирования механизмов принятия и терпения.

ПАМЯТКА

алгоритм терпимого отношения к больным

1. Сдержите негативные эмоции по отношению к больным.

2. Постарайтесь увидеть что-то позитивное в больных — внешний вид, поведение, черты характера или качества личности.

3. Попробуйте понять мотивацию поступков больным. Осознание мотивов поведения частично нейтрализует раздражение.

4. На этой основе примите больным таким, каков он есть, со всем положительным и тем, что вы считаете недостатком. Простите его (их) за это.

5. Попытайтесь изменить свое отношение и поведение к больным.

6. Попробуйте воздействовать на мотивацию больным с целью ее изменения.

7. Если ни то, ни другое не удается, признайте право на несовершенство больным и откажитесь от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления воздействовать и исправлять больным . Ведь Вы и сами в чем-то не безгрешны!

8. При сохранении внутреннего дискомфорта от общения с больным найдите приемлемый путь его погашения (с остервенением вымойте руки).

9. Проведите анализ своего эмоционального состояния.

Попробуйте проанализировать, почему именно эти качества не принимаются вами в больным. Возможно, это связано с собственным эгоцентризмом. Например, с послушным больным Вам легче работать, он доставляет меньше неудобств и неприятных переживаний. Может быть, поэтому важнее для Вас собственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что Вам не нравится в больным.

Игра «Походи в моих ботинках».

Участникам раздаются листы бумаги с изображением различной обуви – на обороте предлагается выполнить следующее: «Возьмите лист бумаги и коротко опишите свой обычный день. Напишите, что происходит, когда вы идете на работу, как вы проводите время после, когда вы дома. Еще опишите что-нибудь, что делает вашу жизнь особенно прекрасной, и то, что осложняет ее».

(Участники оставляют «свои ботинки» на местах и по хлопку начинают движение по кругу, по сигналу останавливаются и «примеряют чужие ботинки» - читают).

- Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок. Выньте листок и прочтите, что другой написал о своей жизни. Теперь снова наденьте свои собственные ботинки и садитесь в круг.

Каждый из нас идет по жизни каким-то своим особенным путем, и часто мы только тогда можем понять, как живет другой, когда "попадаем в его ботинки", то есть, когда представляем себя на его месте».

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе было представить, как ты ведешь жизнь другого?

— Узнал ли ты что-то новое для себя?

— Думаешь ли ты, что каким-то людям живется лучше, чем тебе?

— Думаешь ли ты, что тебе живется лучше, чем другим?

Эта игра поможет научится ставить себя на место другого, быть терпимым к нему, открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы.


Упражнение – метафора «Влияние слова на человека».

Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы, болезни.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

Упражнение “Волшебное озеро”.

А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)

Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?

- Вы согласны, что этот человек самый уникальный? Почему?

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится к окружающим, принимать других такими, какие они есть, не смотря на национальность.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности.

Культурное воспитание не только прививает нравственные устои, но и не оставляет места в душах людей для национальной и религиозной розни.

В конце хочу рассказать содержание плаката созданного в 60-е годы 20 века в Германии.

• Твой Иисус – еврей.

• Твой автомобиль – японский.

• Твои Кофе – бразильский.

• Твои цифры – арабские.

• Твоя демократия – греческая.

• Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?

Ну вот, наша встреча подошла к концу, будьте терпимее друг к другу, и себе, всего вам доброго!