Деловая игра для педагогов
«Знатоки природы»
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Цель игры: активизировать
1. Мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
2. Закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Сплочение коллектива;
4. Установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.
«Тренинг «Экологические интересности»
Астра - печаль;
Василек - простота, нежность;
Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;
Ландыш - скрытая любовь, таинственность;
Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;
Пион - долголетие, здоровье;
Подснежник - чистота, верность;
Роза - чувственность, любовь, здоровье;
Ромашка - любовь, мир, нежность;
Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;
Лилия - чистота, невинность, справедливость;
Ирисы - чистота, невинность, справедливость;
Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;
Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;
Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.
«Тренинг «Экологические интересности»
Язык цвета выбранного цветка:
Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;
Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;
Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.
Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;
Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;
Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.
Оранжевый , - зрелость, стремление к цели;
Розовый - нежность, мечтательность, покой;
Фиолетовый - мудрость уравновешенность.
Разминка
«Экологическое лукошко»
У какой птицы самый
длинный язык?
Кто такой ихтиолог?
Какое дерево называют
прадедом прадедов?
Какая нить в природе
самая тонкая?
Наука о животных
Самая высокая трава?
Где у кузнечика уши?
Наука о растениях
Пингвин птица или
животное?
Какое дерево самое
толстое на земле?
Какая охота
разрешена в лесу
в любое время года?
Почему Красную
Книгу называют
красной, а не зелёной?
«Теоретический конкурс»
1 .Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «Об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)
2. Перечислите практические методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
(Игровой метод, труд в природе, элементарные опыты и моделирование)
3. Перечислите словесные методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
(рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседы)
4. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот метод является ведущим.
(Наблюдение)
5. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?
(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)
6. Назовите условия необходимые для экологического воспитания дошкольников?
(Групповые уголки природы, экологическая комната,
лаборатория,
экологическая тропа,
огород,
сад,
зимний сад,
цветник,
альпийская горка,
участок детского сада)
7. Перечислите разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию?
(Экологические занятия, экологические экскурсии, прогулки, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, викторина «Поле чудес», экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуаций, трудовой десант, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел», ведение календарей природы, коллекционирование, экологические выставки, экологические музеи, день (неделя) экологического творчества, экологические тропы, экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, подвижные , творческие), инсценировки, театрализация)
8. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ.
(Облака, ветер, солнце)
9. Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого раннего возраста?
(Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Как писал А.В.Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Поэтому, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства)
«Как растения и животные предсказывают погоду».
Паук плетет большую паутину –
к сухой погоде.
Греется уж на дороге –
будет дождь
Птицы низко летают –
скоро дождь
Черемуха в цвету–
к холоду, заморозкам
Если утром трава сухая –
к вечеру будет дождь
Из березы течет много сока –
к дождливому лету
Ворона кричит зимой –
к метели
Лягушки квакают –
к дождю
Воробьи купаются в пыли –
к дождю
Звезда рядом с луной –
к потеплению
Звезды сильно блестят –
к морозу
Сверчок стрекочет –
к хорошей погоде
Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:
· Ромашки, лес
. птицы, вода
. береза, клен
И подводя итоги нашей игры, проведём рефлексию «Поляна экологических знаний»
Педагоги кладут на стол фишку зеленого цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут фишку белого цвета – если нет.
1. Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
2. Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
3. Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно.
4. Уход за цветами в уголке природы осуществляется с детьми.
5. На вашем участке имеются кормушки.
6. Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
7. Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
8. В группе есть библиотека книг о природе.
9. Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.
Уважаемые педагоги!
На этом наша игра закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.
Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!