Цель: расширять знания педагогов об организации конструктивной деятельности дошкольников для развития коммуникативных навыков.
Задачи:
1.Закрепить знания педагогов о значении конструктивно - модельной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
2.Формировать представления о правильной организации конструктивно – модельной деятельности с ребенком-дошкольником.
3.Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации детского конструирования.
Правила игры:
Уметь слушать других.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Принимать активное участие в игре.
Соблюдать культуру речи и тактичность.
Итак, коллеги, начнем нашу деловую игру!
Проведение разминки:
Где нам нужно ответить на простые вопросы:
Скажите, пожалуйста, определение понятия «Конструирование»?
Конструирование – это игра со строительным материалом;
Занятие на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществления замыслов.
А вот, что нам говорит «Толковый словарь русского языка». «Конструировать – создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что–нибудь». А от латинского слова термин «конструирования» (construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок.
С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование? (Игровой деятельностью)
К какой образовательной области относится «Конструирование»? (Образовательная область. Художественно – эстетическое развитие)
С какими образовательными областями происходит интеграция в процессе проведения НОД «Конструирование»?
(Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.)
Выберите правильный ответ.
1.Кто из перечисленных ниже авторов, педагогов занимался вопросами конструирования в дошкольном возрасте:
Метлина Л.С.
Пензулаева Л.И.
Парамонова Л.А.
Шорыгина Т. В.
Фешина Е. В.
Бондаренко Т.М.
С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного? (начиная с первой группы раннего возраста – песок, снег).
С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование? Почему? (старшая группа)
Назовите виды детского конструирования? (Выделяют два вида конструирования. 1.Технический ( из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритные модульные блоки. 2.Художественный (из бумаги и природного материала)
Какие формы организации обучения конструированию вы знаете?
Существует несколько форм конструирования, которым должны овладеть дети:
Конструирование по образцу
Конструирование по моделям
Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).
Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные условия, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).
В чем заключается суть конструирования.
По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап.
По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа.
7. Опишите примерный план проведения НОД «Конструирование»? (Три части)
Первая часть НОД - вводная. Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
Вторая часть - собственно конструирование, индивидуальная работа с детьми, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Третья часть – обыгрывание построек, итог и анализ НОД.
решения.
8.Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности?( воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми)
9..Конкурс «Отгадай-ка».
Что можно отнести к плоскостному конструированию? (Плоскостной конструктор из геометрических фигур, «мозаика», разрезные картинки, пазлы, «Танграм» и др.)
Как называются детали деревянного строительного набора для конструирования? (призма, куб, кирпичик, полукуб, цилиндр, полуцилиндр, конус, пластина, брусок, арки, полуарки).
Как называются детали конструктора Лего? Детали: кубики, кирпичики, пластины, скосы, техник, арочные элементы, плитки, панели, конусы, пластины - основы.
10. «Литературный» вопрос.
Назовите художественные произведения или литературных мультипликационных героев, которые способствуют развитию и сохранению интереса детей к созданию построек? («Три поросенка», «Теремок», Винтик и Шпунтик из «Приключения Незнайки», заяц из мультфильма «И так сойдет», сказки «Летучий корабль», «Сказка о царе Салтане», «Волшебное кольцо» и др.)
11. Практическая часть.
Предлагаем вам, уважаемые коллеги. разделиться по два человека и построить постройку по схеме, затем мы соединим ваши постройки в одну
композицию.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 города Бокситогорска»
Деловая игра для воспитателей на тему:
«Формы организации конструктивной
деятельности для развития
коммуникативных навыков дошкольников»
Подготовила:
Стулова Елена Владимировна
г. Бокситогорск
ноябрь 2021 г.