Уважаемые коллеги!
Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Предлагаю поиграть в игру своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественному творчеству.
ЦЕЛЬ: совершенствование работы в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию и повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно-эстетическому воспитанию.
ЗАДАЧИ:
установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;
создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;
стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов;
способствование сплоченности педагогического коллектива.
ВСТУПЛЕНИЕ
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного творчества: рисование, лепка, аппликация.
Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний.
Роль изобразительного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Не говоря уже о том, что большинство видов изобразительного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, изобразительное искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
ХОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «МОЗГОВАЯ АТАКА»:
Педагоги делятся на 2 команды (название команды педагоги придумывают сами). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает балл (фишку с изображением цветного карандаша).
В состав жюри входят:
- заведующий МДОУ
- старший воспитатель МДОУ
- учитель-логопед
Жюри оценивает ответы и выполненные задания.
Основные правила игры:
уметь слушать других;
вырабатывать общее решение вопроса;
принимать активное участие в игре;
не оспаривать оценку жюри;
соблюдать культуру речи и тактичность;
придерживаться регламента.
Деловая игра состоит из 6 частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог.
Разминка «Чем я буду рисовать?»
Все участники становятся в круг, ведущий держит в руках мяч, дает указание: «Вам необходимо при передаче мяча друг другу назвать художественные материалы и оборудование, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.
Брейн-ринг «Вопрос – ответ».
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. | Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра. |
2. | Назовите цвета, составляющие цветовой круг. | Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. |
3. | Назовите виды традиционного рисования. | Предметное и сюжетное. |
4. | Назовите виды нетрадиционного рисования. | Рисование руками и пальцами, монотипия, кляксография, граттаж, с помощью штампов, набрызг и др. |
5. | Назовите, какие вы знаете росписи. | Городецкая, хохломская, дымковская, гжель, мезенская, жостовская, семеновская, палех. |
6. | Как с латинского переводится словосочетание: «декоративно-прикладное искусство» | Украшаю. |
7. | Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. | Орнамент. |
8. | Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? | Синий, голубой |
9. | Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. | Глина. |
10. | Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. | Золотой. |
11. | Какие виды лепки применяют для занятий с дошкольниками? | Предметная, сюжетная, декоративная, комплексная. |
12. | Назовите основные способы лепки. | Конструктивный, скульптурный, комбинированный. |
13. | Назовите основные приемы, применяемые на занятиях лепкой. | Отщипывание, сплющивание, скатывание, вдавливание, заострение, раскатывание, соединение, прищипывание. |
14. | С какой возрастной группы вводятся занятия по аппликации? | Со II младшей группы (3-4 года). |
15. | Какие виды аппликации можно использовать в детском саду? | Предметная, сюжетная, декоративная, силуэтная (или вытынанка). |
Кроссворд «Изодеятельность».
| | | | | | | И | | | | | | | | | | | |
| | | | П | Е | Й | З | А | Ж | | | | | | | | | |
| | | | | | | О | | | | | | | | | | К | |
| | К | А | Р | А | Н | Д | А | Ш | | | | П | | | | И | |
| | | | | | | Е | | | | | Р | О | С | П | И | С | Ь |
| | | Ф | | | | Я | | | | М | | Р | | | | Т | |
| Л | | Л | | Н | А | Т | Ю | Р | М | О | Р | Т | | | | Ь | |
| Е | | О | | | | Е | | | | Л | | Р | | | Х | | |
| П | | М | | | | Л | | | | Ь | | Е | | | У | | |
А | К | В | А | Р | Е | Л | Ь | | | | Б | | Т | | | Д | | |
| А | | С | | | | Н | | | | Е | | | | | О | | |
| | | Т | | | | О | | В | Е | Р | Н | И | С | А | Ж | | |
| | | Е | | | | С | | | | Т | | | | | Н | | |
| | | Р | | | | Т | | | | | | | | | И | | |
| | | | | | | Ь | | | | | | | | | К | | |
По горизонтали: Жанр живописи, изображающий природу. Деревянная палочка с грифелем внутри для рисования. Городецкая, гжель, хохлома – как это назвать одним словом. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т.д. Краска, для изготовления которой используются водорастворимые связующие. Торжественное открытие выставки, в которой участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством. | По вертикали: Инструмент художника, представляющий собой ручку с ворсом на конце. Изображение художником конкретного человека или группы людей. Инструмент в виде ручки для рисования и оформления работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т.п. Деревянный станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картоном. Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом – глиной, пластилином. Человек, занимающийся изобразительным искусством. |
Обсуждение педагогических ситуаций «Раздумье».
Педагогическая ситуация 1.
Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т.д.; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие.
??? Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп?
Педагогическая ситуация 2.
Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей».
??? Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
Педагогическая ситуация 3.
Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге.
??? Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.
Проведение пальчиковой гимнастики или физкультурной минутки на занятиях по изобразительной деятельности.
***
Дождик, дождик, ты художник, (Кулачки - ладошки)
Ты разводишь краски,
Ты в лесу уже смешал (Имитация размешивания двумя руками)
Голубую с красной. (Правая рука, левая рука в сторону)
В серах тучах прячешь ты (Руки качаются над головой, прячут лицо)
Тоненькие кисти. (Показывают указательные пальцы)
Чтобы лаком покрывать (Плавные махи руками перед собой)
И цветы, и листья (Показ руками бутон, ладошки - листья)
Дай мне кисточку одну, (Две руки вперед)
Нарисую я весну. (Руки вверх – в стороны).
***
Держим кисточку вот так: (большой и указательный пальцы вместе)
Это трудно? (указательный палец вверх)
Нет, пустяк! (встряхиваем руками)
Вправо-влево, вверх и вниз (движения рук в соответствии с текстом)
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом. ( руками очерчиваем круг)
Закрутилась, как волчок
За тычком идет тычок! (Сделать несколько тычков)
Подведение итогов, определение победителей.
ДЕЛОВАЯ ИГРА ОКОНЧЕНА,
ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!