СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Гражданин России"»

Деловая игра «Гражданин России» – открытый урок

Организационный момент (класс делится на 4 команды – они выбирают капитана и придумывают название).

Слайд №1. Видео «Я расскажу Вам о…России!»

  1. Ребята, о чём было видео?

  2. О чём мы будем с Вами сегодня говорить?

  3. А как назвать всех жителей России? (Россиянами, гражданами)

Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое.

Нашей стране есть чем гордиться. А что Вы можете сказать? Чем Вы гордитесь как граждане Российской Федерации?

Слайд №2. Сегодня мы с Вами проводим урок-деловую игру «Гражданин России». Я Вам задам много различных вопросов. За правильно выполненные задания Вы будете получать жетоны.

Слайд №3. Перед Вами в каждой команде лежат листочки. Ваша задача написать капитана команды, название команды и её участников.

Напротив каждой фамилии капитан или его помощник будут вносить заработанные баллы.

Конкурс «Символы России».

Слайд №4. Государственный флаг. Все Вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета: белый, синий, красный.

  • Мне бы очень хотелось бы узнать от Вас, что обозначают цвета государственного флага России?

  • Что Вы знаете о нашем государственном флаге?

Слайд №5. Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости. Существует и еще одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый – цвет Белой Руси (Белоруссии), синий – Малороссии (Украины), красный – Великороссии.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд №6. Государственный гимн.

1 Славься, Отечество наше свободное –

2 Предками данная мудрость народная.

3 Россия - любимая наша страна!

4 Россия - священная наша держава!

5 Славься, страна! Мы гордимся тобой!

6 Твоё достоянье на все времена.

7 Братских народов союз вековой.

8 Могучая воля, великая слава

Ответ: 43861725

Можно заработать ещё дополнительные баллы, если кто-то из участников команд ответит на вопросы:

  • Кто является автором слов и музыки гимна нашей Родины? (Сергей Михалков и А. Александров)

  • В каком году был утверждён этот гимн? (2000 г.)

Слайд №7. Государственный герб.

У каждой страны помимо государственного флага, гимна есть ещё и государственный герб.

Перед Вами государственный герб.

Попробуйте обосновать свои ответы:

  • Что изображено на гербе?

  • Чей это герб?

  • Что означают изображения на гербе?

Ответы засчитываются только полные.


Конкурс «Государственная власть».

Слайд №8. Основным законом нашей страны является конституция Российской Федерации. Слово конституция произошло от латинского konstitutio, что в переводе обозначает установление. Это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства.

Слайд №9.

Президент нашей страны является:

  • главой государства;

  • главой правительства РФ;

  • главой парламента РФ;

  • Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.

Слайд №10.

Парламент России называется:

  • Советом Федераций;

  • Федеральным собранием;

  • Государственной думой;

  • Верховным советом.

Слайд №11.

Суды России:

  • принимают законы;

  • проводят выборы в стране;

  • вершат правосудие в России;

  • являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.


Конкурс «Преступление и наказание».

Слайд №12. Уголовное наказание: этот конкурс будет особенно интересным. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы: трудовой, семейный, административный.

Слайд №13. Участникам команд необходимо выбрать наказание, которые предусмотрены уголовным кодексом Российской Федерации:

  • лишение свободы;

  • ссылка;

  • ограничение свободы;

  • предание публичному позору;

  • штраф;

  • четвертование;

  • избиение плетьми;

  • смертная казнь;

  • бессрочная каторга;

  • конфискация имущества.

За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла.

Слайд №14. Возраст: любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление. Подпишите на Ваших листочках возраст.

За правильный ответ – 2 балла.

Вот эти преступления:

  • убийство (с 14 лет);

  • причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);

  • разбой (с 14 лет);

  • вымогательство (с 14 лет);

  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет);

  • кража из квартиры (с 14 лет);

  • уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет).

Слайд №15. Население: в нашей школе немного учеников и учителей. И практически все они имеют российское гражданство. Среди них есть и русские, и белорусы, и украинцы, и … Мы живём мирно и дружно.

Задача – выписать народы, которые являются основным населением в субъектах Российской Федерации.

Нации:

  • татары;

  • башкиры;

  • якуты;

  • немцы;

  • евреи;

  • чуваши;

  • украинцы;

  • грузины;

  • азербайджанцы;

  • чеченцы;

  • калмыки;

  • эскимосы;

  • турки;

  • узбеки.

Слайд №16. Все мы являемся гражданами России, но что значит быть гражданином? Кто такой гражданин?

Гражданин – это человек, обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее.


Конкурс «Права человека».

Слайд №17.

С раннего детства Ваши родители знакомили Вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли Вы, становились взрослее. И никто из Вас, наверное, не задумывался над тем:

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • Что обязаны делать и чего не обязаны?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

И, конечно, же поиск ответов на главные вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

Сейчас я зачитаю всем фрагменты из известных всем детских сказок и подумайте, о каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений?

  1. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде». Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (труд). (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду).

  2. Сказка К. Чуковского «Айболит».

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

  1. Сказка Шарля Перро «Красная шапочка». В чём были ущемлены права Красной шапочки? (право на свободу и личную неприкосновенность).


Слайд №13

Много слов мы с Вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.

Посчитайте жетончики. Напишите их количество напротив Ваших имён. Посчитайте общее количество на команду и запишите в квадратик. По этим результатам я выставлю оценки за игру.

Вот и подошло время нашей деловой игры «Я – гражданин России». Я всех благодарю за участие в игре. А теперь самое главное – мы узнаем, кто победил в нашей деловой игре.


Идёт подсчёт жетонов и определение победителя.