СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Использование игровых технологий для формирования финансовой грамотности у детей 5-7 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Использование игровых технологий для формирования финансовой грамотности у детей 5-7 лет"»

МКДОУ «Детский сад п. Солнечный»









Деловая игра

 «Использование игровых технологий для формирования основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет».








Воспитатель Панькова О. В.









2020 г.




Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа.

Большинство ученых считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. (В.В.Чумаченко, А.П.Горяев)

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. (А.А.Смоленцева, Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева).

Поэтому цель моей работы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

Формы работы: 

  • Деловые, сюжетно-ролевые игры, такие как: «Вместе за покупками», «Как потратить деньги с пользой», «Финансовый крокодил», «Необходимые и желаемые траты», «Спасатели»

  • Анализ поступков героев художественных произведений «Муха – цокотуха», «Дядя Федор, пес и кот», «Золотой ключик, или приключения Буратино»  др.

  • Беседы с детьми, «Необходимые и желаемые траты», «Что такое бартер», «Ловушка – реклама», «Деньги разных стран»; беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора) – «Как посчитать деньги», «Как сформировать семейный бюджет», «Кредиты и займы», «Дети и деньги»

  • Квесты «Фикси – магазин»«Товары и услуги», «Фикси – секрет», «Фикси – музей», «Удачная покупка»

  • Экскурсии как реальные (в доступные места социальной сферы), так и виртуальные (видео снятые родителями о своей профессии)

  • Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.

  • Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.













Практическая часть

Сегодня вашему вниманию я предлагаю несколько финансовых игр – заданий.

1. «О какой профессии идёт речь»

Бухгалтер - специалист, ведущий денежную и коммерческую отчётность на предприятиях, в учреждениях.

Экономист – как учёный, так и практик, работающий в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельности.

Финансист - занимается финансированием проектов, крупномасштабным инвестированием или управлением капитала. Имеет дело с большими объёмами денежных средств.

Кутюрье - модельер очень высокого класса, определяющий стиль в моде и создающий высокохудожественные модели одежды и аксессуары к ней.

Модельер - специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделий (например, одежды, обуви, головных уборов, причесок и т. д.)

Логист – это человек, который профессионально занимается доставкой товара, дальнейшим его складированием, а также тот, кто разрабатывает наиболее выгодную схему поставок.

Маркетолог – это специалист, занимающийся исследованием спроса и предложения на потребительском рынке товаров и услуг, эксперт по сбыту продукции компании.
Диплома́т — в международном праве официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства или полномочной международной организации. Основными функциями дипломата являются представление и защита интересов его страны.

Фермер — предприниматель, владеющий землёй или арендующий её, и занимающийся на ней сельским хозяйством. Также существуют фермеры, занимающиеся лесным хозяйством, в том числе и в России. 

Инкассатор — это должностное лицо, осуществляющее сбор и перевозку денежных средств и других ценностей материального характера: драгоценных металлов, ценных бумаг, важных банковских документов.

Архите́ктор — квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий...

Ме́неджер -– руководи́тель, управля́ющий — начальник, занятый управлением процессами и персоналом на определённом участке предприятия, организации. Может быть её владельцем, но часто является наёмным работником.

Журнали́ст, журнали́стка — человек, литературный работник, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации.

Геронтолог – специалист, основным направлением деятельности которого является лечение, разработка профилактических мер для пациентов, достигших 60 лет.

Геронтоло́гия — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним. 



2. «Кто последний?»

Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия)


Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.

Подвижная игра «Выбор профессии»

Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.



3. Педагог надевает шапку Белки

Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся! Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать семейный бюджет. А вы знаете, что такое бюджет?

Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов.

Я предлагаю организовать две команды по 3 человека для участия в данной игре «Семейный бюджет».

Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания - 3 свободных кружков для оплаты.

Лекарства. В секторе 2 свободных кружка.

Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.

Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты.



Время на выполнение: 2 мин.

После выполнения задания и прослушивания ответов, педагогам предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием «вслепую». Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» педагоги должны перераспределить семейный бюджет.

После выполнения педагоги делают выводы.

4. «А у нас…пословицы и поговорки»

О труде

По работе и …..плата.

Кончил дело – ….гуляй смело.

Терпенье и труд …..всё перетрут.

Труд кормит, а …..лень портит.

Заработанная копейка лучше ….

дарёного рубля.

Маленький труд лучше…. большого безделья.

От трудов праведных не нажить ….

палат каменных.

  • Не говори, что делал, а говори, ….

  • что сделал.

О деньгах, цене.

Деньги – не люди, лишними ….не будут.

Доход не живет без… хлопот.

Получишь доход – явится и ….расход.

О купле-продаже, товаре.

Хороший товар на полке …….не залежится.

На что спрос, на то и …..цена.

Кота в мешке покупать …..нельзя.

О бережливости.

Бережливость лучше …богатства.

Бережёная вещь два века ..живёт.

Запас человека не ……портит

Запас карман …. не тянет.

О лени.

Леность наводит на ……бедность.

Лень до добра не …….доводит.

  • Я ещё в пелёнках, а лень моя … уже с телёнка.


5. Назови страну и её денежную единицу.

Педагогам раздаются одинаковые картинки с изображением денежных купюр разных стран. На обратной стороне картинки нужно написать ответ

Сейчас многие путешествуют за границу, а давайте проверим как вы знаете валюту других стран.

За правильный ответ вручается валюта напечатанная на цветном принтере.


Время: 3 мин.

6. Экономические ситуации. Какие вопросы нужно задать детям?

Ситуация.. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.

Какой(какие) вопрос следует задать детям?

- Как жители королевства узнали о новом салоне?

- Что такое реклама?


Ситуация. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид - где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.

Какой вопрос следует задать детям?

- Что придумал Карабас-Барабас?

- Выгодно ли продавать товар со скидкой?

7. «Кроссворд»

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

7. «Экономические ситуации»

Покупатель - продавец

Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша - продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.


Бартерная сделка.

У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.


Задание. Придумать экономическую ситуацию.


5. Рефлексия (2 мин.)

У каждого в лоточке есть монетка (купюра). Если вам понравился мастер-класс, и Вас заинтересовала эта тема – то за эту монетку вы можете приобрести буклет, автором которого являюсь я. Если нет – можете оставить монетку себе.

Педагоги делают выбор.

Уважаемые педагоги, если кто желает высказаться, буду очень признательна.

Вывод:

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Большое все спасибо за работу!