СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Креативный педагог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Способствовать развитию творческого потенциала у педагогов.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с условиями, необходимыми для развития креативности у дошкольников, мотивировать на их создание.
  • Обучить педагогов приёмам развития креативности у детей.

 

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Креативный педагог"»


Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок” 



«Креативность – это творческая направленность,

врожденно свойственная всем, но теряемая

большинством под воздействием сложившейся

системы воспитания, образования и социальной

практики»

Абрахам Маслоу


Цель: Способствовать развитию творческого потенциала у педагогов.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с условиями, необходимыми для развития креативности у дошкольников, мотивировать на их создание.

  • Обучить педагогов приёмам развития креативности у детей.


Ожидаемый результат: Применение педагогами методов и приёмов, способствующих развитию креативности у детей.


Педагоги делятся на 2 команды

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, лист для подсчета баллов.


Ход игры.


А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный уровень.


1 задание. Упражнение «Отгадай фразу»


Цель: настроить участников на предстоящую деятельность, снять накопившееся напряжение, развивать творческий потенциал участников.


Содержание работы. Команды получают карточки с фразой. Сколько слов во фразе, столько участников выходит и с помощью мимики и жестов показывает, что там написано. Каждый показывает по одному слову из фразы. Команда соперников отгадывает, что написано на карточке.



Фразы:

 
Ум – хорошо, а два – лучше


Семь раз отмерь, один раз отрежь.


Вопросы для обсуждения:

Трудно ли было отгадать фразу?

Трудно ли было показать фразу?

 Что вам показалось более сложным?

Что необходимо для успешного выполнения задания?


Мини-лекция «Что такое креативность»

Сегодня как никогда в современном обществе ценится креативность, находчивость и гибкость мышления, достигаемые развивающим обучением.
Креативность (лат. creative – творческий, лат. creatio – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Для развития креативности необходимо развивающее обучение.

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности. Это значит, что креативный человек не только тот, кто рисует, пишет музыку, танцует. Это тот, кто творчески относится к жизни, не паникует и не пасует перед   трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое. 

Творческое мышление направлено на поиск новых необычных подходов в науке, бизнесе и т. д. Оно часто продолжает работать даже в том случае, если определенные стандарт­ные решения уже существуют. Иногда об этом насмешливо говорят, как об изобретении велосипеда. Но какой-то новый взгляд на проблему все-таки воз­можен. В конце концов, разве тот же велосипед превратился бы из громозд­кого сооружения конца XIX века в подо­бие метеора, на котором мчатся по треку современные гонщики, если бы не по­вторное обращение к уже решенной задаче...

Известный психолог Дж. Гилфорд счи­тает, что творческое мышление отлича­ется от традиционного следующими чертами. Традиционное мышление на­правлено на получение одного-единственного правильного решения. Творческое же мышление направле­но на поиск множества решений и вы­бора из них наиболее нетривиальных, необычных.
Эдвард де Боно сравнивает различ­ные виды мышления с копанием ямы. Он пишет, что традиционное мышление «углубляет яму», а творческое все время «копает новые ямы». Попробуйте и вы «выкопать новые ямы», например, предложите нестан­дартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».


2 задание. Упражнение «Раздели на группы».


Цель: Развитие творчества, умения находить новые, нетривиальные решения стандартной задачи.


Содержание работы: У нас есть восемь картинок, на которых изображены: елка, пакет с соком, гитара, машина, окунь, ведро, ранец, лодка. Попробуйте соста­вить как можно больше разных групп из них. Естественно, что в основе объеди­нения изображений в любую группу дол­жен лежать какой-либо общий признак, например, «имеют мотор», «сделаны человеком» и т. д. Заметим, что один и тот же рисунок может попадать в раз­ные группы, и группой могут считаться уже два рисунка.

За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл. Отвечают по очереди.

Возможные варианты ответов: 

  1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока) 

  1. группа: транспорт (машина, лодка) 

  1. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара) 

  1. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро) 

  1. группа: предметы металлические (машина, ведро) 

  1. группа: могут плавать (рыба, лодка) 

  1. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка) 

  1. группа: предметы природы (рыба, ель) 


3 задание “Реклама”(домашнее задание). 

Цель: Развитие творчества, умения находить новые, нетривиальные решения. Содержание работы: Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута. 

Предметы: 

  • пустая пластиковая бутылка;

  • сломанный зонт. 

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


Мини-лекция «Условия развития креативности»


Очень полезно для развития творческого мышления развивающее обучение, задания на развитие смекалки, находчивости (разнообразные головоломки и т.д.). Однако они, прежде всего, развивают интеллектуальную составляющую креативности: беглость и гибкость мышления.

Развитие же собственно креативности, творческого потенциала возможно только в свободном пространстве, где допустим эксперимент, подкрепляется творческое поведение, отсутствуют оценка, соревновательность, временные ограничения. Этим условиям отвечает ситуация свободного творчества. Создавая в такой обстановке творческий продукт, будь то картина или инсталляция из найденных предметов, ребята получают возможность оживить воображение, выразить переживания, воплотить свои идеи, получить удовольствие от процесса и результата своей деятельности. В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. 

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
* Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

*Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему; 
*Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением; 
*Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий; 

*Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами; 
*Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать; 

*Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса; 
*Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее; 

*Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам; 

*Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

 *Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

 *Для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира. 

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверх усилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается “одной, но пламенной страстью”.

Природа возложила на человека адаптивную необходимость выполнения в процессе жизнедеятельности разнообразных дел: ситуативных, бытовых – и “вечных”, общения с людьми – и уединения, общения с дикой природой – и в цивилизованной среде, осуществления как умственных, так и значительных физических нагрузок, руководства – и подчинения, и т.д. То есть желательно, чтобы в нашей жизни присутствовало И ТО, И ЭТО.


4 задание. Упражнение “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” 

Цель: Развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений. 

Содержание работы: Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


5 задание. Упражнение «Заполни середину»


Цель: Развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание работы: Каждой команде предлагается соединить в связный рассказ два предложения:


1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».


2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».


Затем каждая команда зачитывает получившийся рассказ.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


6 задание. Упражнение «Заверши фразу»


Цель: Развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание работы: Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.


Фразы:

 Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

 На игру мы приходили, где нас с вами научили…

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла 


Подведение итогов игры. Награждение команд.



Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.