СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Мои права и обязанности», 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

- познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»;

-учить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Мои права и обязанности», 2 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

(МОУ «СОШ № 9»)

140208, РФ, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: [email protected] ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001

______________________________________________________________________________________

Конспект деловой игры по теме «Гражданин свободный и ответственный»


Составитель: Фёдорова Е.В.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №9», высшая

квалификационная категория



2017 – 2018 уч. год


г. Воскресенск



Деловая игра «Мои права и обязанности» 2 класс

Цели:

Образовательные:

- познакомить с понятиями «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»;

-учить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Развивающие:

- развивать культуру речи, умение анализировать;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, правовую грамотность, уважение к другим и к себе;

- воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: ПК,проектор, презентация, запись песен: «Учат в школе», «Песенка о лете», «Тяп-ляп», разрезные буквы для составления форм обращения к человеку.

Ход мероприятия

  1. Вступление – слайд 1

- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам.

- Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

- Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. И сегодня мы проведём деловую игру «Мои права и обязанности».

  1. Актуализация знаний:

- А кем является каждый из нас? (Каждый из нас – гражданин России.)

- Кто такой гражданин?

- В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: слайд 2 Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

- Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся?(человек)

- Что значит «постоянное население»?(люди, которые живут здесь всегда).

- Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности).

- Гражданин – взрослый человек, а также форма обращения к нему.

- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу. А какие это формы вы узнаете, собрав их из разрезных букв. (Учащимся предлагается по порядку собрать следующие слова: «уважаемый», «товарищ», «сударь»).

- Все эти формы используют при обращении к человеку, всё зависит от ситуации и воспитания.

- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей) слайд 3

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ). слайд 4

- Слово “конституция” в переводе с латинского обозначает “установление”.

- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей) слайд 5

- Каждый человек имеет право на жизнь.

- Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.

- Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.

- Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.

- Гражданин России имеет право на отдых.

- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

3. Основная часть

Игра “Путешествие в сказку”.Слайд 6

Задача: определить, каким правом воспользовались герои.

1. “Айболит” К. И. Чуковский (право на получение медицинской помощи) слайд 7

2. “Золотой ключик” А. Толстой (право на образование) слайд 8

- А теперь назовите права, которые нарушались в сказках:

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу) слайд 9

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество) слайд 10

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство) слайд 11

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только эти.

- Декларация – документ, который защищает наши права. Слайд 12

- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. Слайд 13

- Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.


- К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли “Декларацию о правах человека”.

- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу? (70 лет)


Игра называется “Музыкальная минутка”

- На какие права указывает каждая из песен? (включаем песни)

1. “Учат в школе” (право на образование)

2. “Тяп – ляп” (право на труд)

3. “Песенка о лете” (право на отдых)


Тренинг.

- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это ...”

- Молодцы!

- А теперь я предлагаю вам подумать.


Конкурс “Подумай-ка!” слайд 14

- Скажите, а вы знаете известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:

- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.) слайд 15

- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.) слайд 16

- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.) слайд 17


Следующий конкурс “Угадай-ка!” слайд 18

- Вам необходимо угадать героя по описанию и по мере угадывания они будут появляться на слайде.

- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка) слайд 19

- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) слайд 20

- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок) слайд 21

- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный) слайд 22

- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса) слайд 23

- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 24

- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Спящая красавица) слайд 25

- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) слайд 26

- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха) слайд 27

- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц) слайд 28

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)


В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся школы обязаны:

соблюдать Устав школы;

добросовестно учиться;

бережно относится к имуществу школы;

соблюдать правила поведения учащихся.


Правила школьной жизни.


В школу, знает детвора,

Ходят с самого утра.

И хотели – не хотели,

Нужно быстро встать с постели.


На урок не опоздать,

Всё успеть и всё узнать.

Научиться надо, братцы,

Вам с улыбкой просыпаться.


Новый день пришёл опять –

Пусть несёт не “2”, а “5”!


Так же просим вас учесть:

Перед дверью коврик есть.

Обувь вымойте, друзья,

В школу грязь носить нельзя.


Дети фрукты и конфеты

Дружно, весело едят,

Но огрызки все при этом

На пол мусором летят!


А для мусора ведро

В школе есть, понятно?

Мусор складывать в него

Надо аккуратно.


Ребята, в школе не годится:

Кричать и бегать, и носиться.

По коридорам не скачите,

Свои носы поберегите.


Если ссора. Вот досада!

Обижать друзей не надо,

Не нужны нам злые ссоры,

Слёзы, споры и раздоры.


В споре кулаки мешают:

Они проблемы не решают!

Всё просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться!


Ведь с друзьями интересно -

Это каждому известно!

Что такое быть опрятным?


Значит чистым, аккуратным,

Чтоб штаны не знали дыр -

Это брюки, а не сыр.


Надо всем всегда стараться

Строго в школу одеваться.

И не думать, не гадать

Деловой стиль соблюдать.


В заключение отметим:

Грубость явно ни к чему.

Будьте вежливыми, дети,

Не грубите никому!


  1. Итог. Слайд 29

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.