МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Деловая игра для педагогов
«Особенности познавательного развития дошкольников»
Подготовила:
Полонская Юлия Александровна
Ставрополь-2022
Цель: использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
Задачи:
выявить знания методов, приемов и терминов по методике формирования элементарных математических представлений;
развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
формировать у педагогов коммуникативную функцию, расширять кругозор каждого по методике формирования элементарных математических представлений.
Ход деловой игры
Без математики, друзья, никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать, ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.
А первый поезд, самолет, ракета в первый путь
Без математики, друзья, могли с пути свернуть.
Без математики нельзя нам ничего купить.
Ведь деньги очень любят счет, не устают твердить.
В школе математика является наиболее трудным учебным предметом. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика – трудная дисциплина. Задача педагога – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить материал.
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности.
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога – сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. А как сделать, чтобы дети во время ООД были внимательными, с удовольствием выполняли задания? Об этом мы сегодня и поговорим.
Думаю, вы согласитесь, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагогов в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определенной терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Давайте проверим ваши знания, уважаемые педагоги.
Сегодня мы проводим деловую игру «Особенности познавательного развития дошкольников».
Игра для рабочего настроя «Волшебная палочка»
Цель: пробудить интерес участников друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу.
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки каждому участнику и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Передающий участник называет любое число, а принимающий на 2 (3,4) единицы больше или меньше.
1 Остановка «Всезнайка»
1. Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, чтобы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? (Программой)
2. Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких разделов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе? (Количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)
3. Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи? (Образовательные - чему ребенка будем учить; развивающие - что развивать, закреплять; воспитательные - что воспитывать у детей; речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане).
4. Какие основные ошибки, встречаются у педагогов во время образовательной деятельности по ФЭМП? (Многословие, неточность в постановке вопросов; однообразие наглядного материала, заданий; неверное расположение материала; использование неэстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям)
5. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Словесные, наглядные, игровые, практические).
6. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).
7. Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Демонстрация; инструкция; пояснения, указания, разъяснения; предметно-практические и умственные действия; рассказ; беседа; вопросы к детям; описание; дидактические игры; показ реальных предметов; действия с числовыми карточками и цифрами; упражнения; контроль и оценка).
8. Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников? (Михайлова З. ,Метлина А. ,Леушина А, Новикова, Позина, Помораева)
9. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный)
10. Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен, отвечать эстетическим требованиям. Каким? (Быть художественно оформлен; привлекательный; материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал; материал должен быть различным на каждом занятии; материал должен быть понятен детям \ (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой); пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы - морковки, цветочки – бабочки).
11. Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т. д.)
2 Остановка «Отвечай-ка»
Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.
Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Чтобы ребенок усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарем (точность фраз, выражений). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
1. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов (Величина).
2. Очертание, наружный вид предмета. (Форма).
3. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время).
4. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство).
5. Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).
6. Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).
7. Система знаков для записи чисел (цифра)
8. Что означает данное выражение: «Считай» (назови числительное по порядку), «Посчитай» (ответь на вопрос «Сколько всего»), «Отсчитай» (выдели часть); «Пересчитай» (проверь); «Сосчитай» (вычисли).
9. Просклоняй числительное (548 и 387)
И. П. (сколько)
Р. П. (скольких)
Д. П. (скольким)
В. П. (сколько)
Т. П. (сколькими)
П. П. (о скольких)
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
3 Остановка «Угадай-ка»
Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры).
Саша и Таня идут из школы домой, навстречу им – три мальчика. Сколько всего детей идёт домой? Сколько из них мальчиков?
Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут).
Сколько надо взять квадратиков, чтобы обклеить кубик, наклеивая по 1 квадратику на каждую сторону (6 квадратиков)
У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на 2 равные части. Сколько лент стало у Насти? (5 лент.)
Одна из интересных задачек-фокусов для детей – задумай число:
Задумайте любое число, прибавьте к нему следующее за ним в ряду чисел. К результату прибавьте 9. Полученное число разделите на 2 и отнимите задуманное число. Если Вы все сделали правильно, получилось 5.
4 Остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»
Математический диктант можно делать из фигур либо рисовать.
Нарисуйте трапецию основанием вверх. На ней поставьте три ровных длинных прямоугольника.
Нарисуйте широкий овал, сверху и сбоку нарисуйте на нём круг. Рядом с этим кругом – маленький треугольник. Правее к овалу криво приставьте треугольник.
Нарисуйте овал, а снизу дорисуйте к нему маленький прямоугольник.
Нарисуйте длинный треугольник основанием вверх. На нём нарисуйте кружок.
5 Остановка «Отвечай-ка»
Вопросы:
Результат сложения (сумма);
Игра с цифрами (пятнашки);
То, что нас окружает (пространство);
Геометрическая фигура (треугольник);
Пространственный признак предмета (форма);
Единица длины (сантиметр);
Математический знак (равенство);
Арифметическое действие (сложение);
То, что используется при измерении протяженности предмета (мерка);
Графическое выражение числа (цифра);
6 Остановка «Фольклорная математика»
Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин)
• Один ум хорошо, а два – лучше.
•За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
•Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
•Семь бед – один ответ.
•Семеро одного не ждут. И т.д.
7 Остановка «Развлекалочка»
Давайте вспомним, в каких музыкальных произведениях (песнях) встречаются цифры и другие математические понятия (по очереди называют)
8 Остановка «Цветочная»
Участникам предлагается на листочке ромашки написать, что требуется для того, чтобы проблем по ФЭМП не было (или было как можно меньше), т.е. решение проблемы, обозначенной в начале игры.
Перед вами пирамидка, на колечках которой перечислены компоненты ООД, при наличии которых ООД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.
Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к ООД.
Третье колечко пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.
Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.
Следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.