СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра по экологическому воспитанию

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно провести в 6 классах 

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра по экологическому воспитанию»

Деловая игра «Человек и природа»



Класс: 6Е

Подготовила: Вихляева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.

Задачи:

  • Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе.

  • Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике.

  • Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.

Учитель Здравствуйте, ребята. Наш классный час пройдёт сегодня в форме деловой игры.

Как вы думаете, что означает это понятие?

А чтобы понять ,о чем пойдёт речь, послушайте отрывок из стихотворения:

Пора бы человечеству понять, 
Богатства у Природы отбирая, 
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

Итак, да речь сегодня пойдёт о природе.

Жизнь всех людей неразрывно связана с природой : из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырьё для промышленности, лекарства и многое-многое другое.

В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизнедеятельности и хозяйственной деятельности людей.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека. От кого мы охраняем природу?  - От человека. (ребята высказывают предположения по поводу данных выржений)

        1 ведущий    За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом.  Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

            22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.
        2 ведущий  Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

           В общепланетном  доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

1 ведущий    Хорошо ли мы знаем всё, что нас окружает?

А начнём мы с викторины.

1 ведущий задаёт вопросы.

Викторина (за правильный ответ группа получает жетон)

1. Какое дерево вырастает одним из первых на месте пожарищ? (Берёза)

В старинной русской песне о березе есть такие слова: «Первое дело – мир освещать, второе дело – скрип утишать, третье дело – чистоту соблюдать». А вы знаете, почему так говорят?

Длинными березовыми щепками-лучинами – освещали избы. А от скрипа колёс помогал ДЁГОТЬ ИЗ березовой коры. А берёзовые веники помогали соблюдать чистоту.

2. Из продуктов какого дерева в старину делали чернила? (Дуба)

Иногда о человеке говорят, «могучий, как дуб», Да и слово «дубина», конечно, произошло от дуба. Это всё потому, что дубы очень прочные, древесина у них тяжелая, и поэтому сделать что-нибудь из дубового дерева не так-то просто! Но уж зато служить всё сделанное будет очень долго. Поэтому люди с древних времён использовали дубы для строительства, производства мебели и многого другого.

3. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)

Как еще называют осину? (Дрожащий тополь)

Так называют осину, потому что её листья дрожат, словно от страха, даже в безветренную погоду.

В России из осины делают «баклуши» – так назывались заготовки для ложек. Это считалось очень легкой работой, и с тех пор про людей, которые стремятся делать самую лёгкую работу, говорят, что они любят «бить баклуши».

4. Какое дерево в наших садах является родственницей розы? (Рябина)

Это дерево одно из самых красивых деревьев в нашем лесу. Особенно поздней осенью, когда на нём появляются ярко-красные киста из маленьких ягод.

5. Из коры какого дерева раньше делали лапти? (Из липы)

Из цветов липы – самый вкусный и полезный мёд. А еще иногда что-то не настоящее, поддельное в разговоре называют «липой». Дерево в этом совершенно не виновато – оказывается в старину из её древесины вырезали фальшивые царские печати взамен медных, их-то и называли «липой».

6. Существует ли сахарный клён? (Да)

В Северной Америке растёт самый «сладкий» – сахарный клён. Из его сока делали «кленовый мед», а индейцы даже замораживали его, и эта льдинки были, наверное, самым древним мороженым.

7. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель)

Это дерево приходит в каждый дом в Новый год.

8. Древесина какого дерева прочна и устойчива к гниению? (Лиственница).

Ведущий:

Чтобы продолжить путь, нам надо преодолеть болото. Давайте выберем Проводника, а вы ребята должны помочь ему! Представьте, что перед вами болото. Нам надо пройти по кочкам и не провалиться. Проводник встаёт рядом с кочкой, это такой вот овал, имитирующий кочку, – берет в руки овал и зачитывает вопрос, а вы помогаете. Группы отвечают по очереди.

Вопросы:

1. Какое дерево даёт самый лучший мёд? (Липа)

2. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)

3. Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)

4. Что такое икебана? (Искусство составления букета)

5. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

6. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

7. Какую праву знает даже незрячий? (Крапиву)

8. У кого осенью детёныши рождаются? (У зайца)

9. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

10. Что такое гербарий? (Засушенные растения)

2 ведущий Итак, мы продолжаем наш путь.Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края!

Работа в группах.

1 ведущий. Даже когда мы в магазине выбираем товар, мы тоже можем нанести вред или себе или окружающей среде. А теперь, ваша задача выступить в роли аналитиков. Каждый человек вынужден совершать различные покупки. Так приятно дарить и получать подарки в яркой упаковке, есть на улице шоколад и мороженое. Эти маленькие радости наполняют жизнь праздником. Когда ты приходишь в магазин, на что в первую очередь ты обращаешь внимание? Как выбираешь товар?

Представь себе, что в магазине вывешены Советы покупателю, которые помогут сделать правильный выбор. Составители этого списка постарались учесть влияние разных товаров на здоровье и окружающую среду.

  1. Покупайте напитки в стеклянной таре – стеклянные бутылки можно сдать обратно в магазин или приемный пункт.

  2. Старайтесь покупать подлежащие ремонту вещи, которые могут прослужить долго.

  3. Обращайте внимание на упаковку – некоторые виды упаковки можно переработать или сдать в приемный пункт

  4. Старайтесь покупать одежду из синтетических тканей - такая одежда не мнется и долго вам прослужит

  5. Покупайте напитки в пластиковых бутылках – такие бутылки легче и на их транспортировку тратится меньше энергии

  6. Покупайте товары зарубежного производства, т.к. этим вы будете способствовать укреплению связей между странами

  7. Покупая аэрозоли, обращайте внимание на знаки на упаковке - убедитесь, что товар не содержит веществ (ХФУ), разрушающих озоновый слой атмосферы.

  8. Старайтесь не покупать стиральные порошки, в состав которых входят хлор и фосфаты, они очень опасны для окружающей среды

  9. При выборе товаров старайтесь покупать те из них, которые очень широко рекламируются.

Группе раздали памятки для покупателей.

Задания

Обсудите в группе список советов: какие из них вы считаете действительно полезными?

Дополните список советов покупателям своими советами и представьте результат всему классу.


Выступления представителей каждой группы.

1 ведущий Знаешь ли ты?

Выброшенная бумага может пролежать в земле до полного разложения около 2 лет, полиэтиленовый пакет -100 лет, консервная банка - около 200 лет, стекло - 1000 лет.

В стоимость товара включаются и затраты на рекламу.

ХФУ - сложные химические вещества -хлорфторуглероды - очень летучие. Если попадают в атмосферу, разрушают молекулы озона.

Чтобы оценить воздействие того или иного товара на окружающую среду, необходимо проследить весь его путь

Давай проследим «жизненный путь» тетради.


Учащиеся высказывают свои предположения.


Творческое задание. Каждая группа готовит рекламный плакат об экологии, который по их мнению, можно поместить на рекламных щитах в городе, чтобы люди читали и задумывались о будущем планеты.

Выступления представителей каждой группы. Представление рекламных плакатов.

Подведение итогов. Награждение групп, набравших большее количество жетонов.

Учитель: Ребята, чем полезно наше сегодняшнее занятие?

Остались ли вопросы, на которые хочется получить ответ?

А закончим мы наше сегодняшнее мероприятие стихотворением М.Дудина:

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!