СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра по финансовой грамотности "Производство книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформироваать у участников понимание важности разделения труда и его влиягие на результаты работы

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра по финансовой грамотности "Производство книг"»

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ПРОИЗВОДСТВО КНИГ»



Ход игры:

Перед началом мероприятия необходимо проверить расстановку столов и наличие всего необходимого реквизита.

Добрый день, сегодня мы с вами будем играть в деловую игру «Производство книг». Наша игра посвящена теме специализации и разделению труда.

Разделение труда - разбиение сложных или крупных задач на несколько небольших, где работники сосредоточены на выполнении какого-то определённого вида деятельности. Разделение труда связано с понятием мануфактура. Мануфактура - классическая форма кооперации, основанной на разделении труда, появилась приблизительно в XVI-XVII века.

Мануфактура - это промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручном производстве. Каждый рабочий мануфактуры выполняет лишь небольшую часть дела - какую-то простую операцию. Например, один человек замешивает глину, другой делает горшки на гончарном круге, третий расписывает их краской, четвертый - обжигает в печи. Этим мануфактура отличается от мастерской ремесленника, где мастер изготавливает изделие сам от начала до конца. Мануфактуры привели к развитию специализации работников и снижению издержек производства. Это обеспечивало большую производительность и прибыль, чем в мастерских.

Сегодня на время игры вы станете работниками мануфактуры. Наша задача на сегодня – определить действительно ли разделение труда обеспечивает повышение производительности труда, и узнаем, как формировалась специализация на производстве.

Каждая команда состоит из 5 человек, в ваше распоряжение попадает предприятие, производящее школьные учебники. У предприятия проблемы - работники не успевают произвести нужное количество учебников. Перед вами поставили задачу – наладить производство учебников и увеличить доходы издательства.

Для начала вам нужно выбрать капитана и название вашего предприятия. Название должно быть прописано кириллицей. В дальнейшем вам надо будет записывать название вашего предприятия в каждый ваш произведенный учебник, поэтому подбирайте название с умом, наименование вашей фирмы должно состоять не менее чем из 5 символов. У вас на это 1 минута.

А теперь мы с вами попробуем собрать пробный учебник. У всех на столе лежит памятка работника, давайте мы изготовим наш первый учебник, следуя инструкции.

Итак, в игре побеждает команда, которая заработала больше денег на производстве учебников, чем остальные. Обратите внимание, что произведенные учебники вы должны продавать после каждого раунда, стоимость продажи одного учебника – 150 рублей. Если команда сдаст недоделанный учебник, или учебник произведенный с ошибками (брак), команда за это денег не получает, помимо этого она наказывается штрафом в 100 рублей. Поэтому капитаны команд должны внимательно проверять произведенные учебники и сдавать только правильно произведенные учебники.

Этап 1.

По условиям первого этапа каждый участник команды должен самостоятельно собирать учебники, кроме капитана, он должен передавать участникам необходимые ресурсы, и собирать готовые учебники. Внимательно ознакомьтесь с правилами производства учебника в ваших памятках.

А сейчас мы с вами рассчитаем, сколько учебников вам нужно производить за данный этап, чтобы ваше предприятие начало приносить прибыль. Для начала нам нужно определить затраты. У вас в памятках и на доске указана стоимость всех ресурсов, давайте взглянем на это.

Исходя из имеющихся данных мы можем определить общие затраты предприятия, давайте мы посчитаем: 4 ручки по 25 рублей получается - 100 рублей; 4 линейки по 50 рублей получается - 200 рублей; 2 степлера по 200 рублей получается - 400 рублей; и 10 листов бумаги по 20 рублей получается - 200 рублей. Итого затраты одного предприятия составят 900 (100+200+400+200) рублей. Кто мне скажет сколько нужно производить учебников для того, чтобы предприятие приносило прибыль?

При изготовлении 6 книг доход будет составлять 900 рублей. Значит, если предприятие будет производить более 6 книг, тогда оно будет приносить прибыль (прибыль предприятия — это разница между его доходами – стоимостью всех проданных книг и расходами – стоимостью всех ресурсов).

На изготовление учебников на данном этапе у вас есть 5 минут.

Этап 2.

Ранее мы с вами говорили, что мануфактура привела к развитию специализации работников и снижению издержек производства, что обеспечивает большую производительность и прибыль, чем в ремесленных мастерских. Давайте мы с вами также попробуем организовать специализацию труда на нашем производстве. Какие роли мы можем выделить внутри нашего производства?

Перед тем как мы приступим к производству книг, нам нужно ознакомиться с правилами производства книг с учетом специализации.

Этап 3.

Увеличилась ли производительность вашего предприятия, почему? Какие преимущества и недостатки разделения труда вы можете выделить? Как можно еще увеличить прибыль?

Взглянем еще раз на то, как мы рассчитываем прибыль организации: Прибыль=доходы-расходы, возможности увеличения доходов мы уже рассмотрели, можем ли мы изменить расходы предприятия? Сейчас командам предлагается решить, какие имеющиеся ресурсы, и в каком количестве вам будут нужны. Также на данном этапе вы можете приобрести дополнительный ресурс: ручку с красной пастой, которая позволяет исправить одну ошибку, допущенную при изготовлении учебника, исправлять может только капитан команды. Стоимость такой ручки – 100 рублей. Вы можете самостоятельно определить роли внутри команды, но последовательность действий остается прежней. На решение поставленных вопросов вам предоставляется 2 минуты.

Этап 4.

Хорошо. Ваши предприятия теперь приносят прибыль. Но нет предела совершенству, что если вам поставят задачу произвести за один этап 15-20 учебников? Справитесь ли вы с поставленной задачей? Что нужно для изготовления такого количества учебников?

Для решения поставленной перед вами задачи, вы можете поменять роли внутри команды и последовательность изготовления учебника, вы можете приступить к изготовлению следующего материала в любой момент, если даже капитан еще не забрал у вас предыдущий материал. На данном этапе у вас полная свобода действий, но будьте аккуратны, при невнимательной работе ваша производительность может не только не увеличиться, но и уменьшится, поэтому вам необходимо внимательно все продумать, и спланировать ваши действия. Вам предоставляется 4 минуты для распределения всех задач и последовательности ваших действий. Можно докупить дополнительные ресурсы, либо сдать ненужные.

Для изготовления учебников у вас в распоряжении также 5 минут.





Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Были ли наши решения перед каждым этапом полезными? Давайте взглянем на таблицу и проследим, как менялся ваш уровень доходов, и подумаем, почему так происходило?

  2. Помогла ли специализация увеличить производительность вашего предприятия?

  3. Что еще помогло вашему издательству увеличить свои доходы?

  4. Какой этап показался вам самым сложным? Почему?

Сегодня мы с вами рассмотрели основы разделения труда и специализации, их преимущества и недостатки. По ходу игры осуществляли взаимодействие в трудовом процессе, способствующее повышению производительности труда. Научились находить способы по решению поставленных задач на производстве в рамках ограниченного времени. Все эти умения, использованные в сегодняшней игре, необходимы и в современных профессиях. Современный работник должен быть не только специалистом в своей области, но и уметь взаимодействовать с коллективом, способствовать повышению, как своих навыков, так и навыков своих коллег.