СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра с педагогами «Развиваем речь дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра с педагогами «Развиваем речь дошкольника»»

Деловая игра с педагогами

«Развиваем речь дошкольника»

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессионального мастерства в ОО «Речевое развитие».

Задачи:

1.Уточнить знания педагогов по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста

2.Повысить профессиональный уровень педагогов.

3.Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

4.Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

 

План мероприятия:

 Уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы пополнить знания по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

А повысить свой профессиональный уровень мы сможем отправившись в путешествие на педагогическом экспрессе.

 Актуальность.

Одной из многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является обучение родному языку. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

 Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу.

Считается, что игра-ведущая деятельность дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.

2.Методы и приемы, используемые

Уважаемые коллеги, сегодня предлагаемвам поиграть, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на команды.Игра называется «Путешествие на экспрессе»

3.Практическая часть игра «Путешествие на экспрессе»

1 станция - Теоретическая – «Педагогическая библиотека»

Выбрать правильные ответы.

         •        Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи (Диалог, монолог, доклад).

         •        Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения).

         •        Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа, рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя)

         •        Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение)

         •        Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение)

Правильные ответы

         •        Доклад.

         •        Выслушать собеседника, задать вопрос

         •        Беседа, разговор воспитателя.

         •        описание, повествование, рассуждение.

         •        описание.

           

2 станция - Педагогическая копилка

Показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по

развитию речи и в повседневной деятельности.

Солнышко крымское встало,

Доброе утро - сказало.

Доброе утро – сказали ребята

Солнцу и птицам

Улыбчивым лицам.

 

3 станция - Педагогический аукцион

К какому виду творчества это относится?

Карточка №1

1.    «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

2.    «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

3.    «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

4.    «От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.» (Песня)

5.    «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

Карточка №2

1.    «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

2.   «Ехала машина темным лесом,       

       За каким-то интересом.

        Инти-инти-интерес,

       Выходи на букву С» (Считалка)

3. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». (Поговорка)

4. «Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольный

Киев-град…» (Былина)
5. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…» (Басня)


4 станция -

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Описание картины

Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

Картинаи И. Айвазовского «Девятый вал»

На полотне «Девятый вал» изображена безумствующая буря. Действие происходит ранним утром. Лучики солнца скользят по поверхности вод океана, которые показаны палитрой различных голубоватых, зеленоватых, синеватых и черноватых оттенков. Волны будто бы хотят дотронуться до неба. В центре картины изображена настоящая катастрофа. Она показывает драматичность сюжета произведения Ивана Айвазовского. Люди, изображённые на творение, пытаются выбраться на обломки плывущего корабля. Некоторым из людей удалось сделать данное, но вот одному и моряков повезло меньше. Он изо всех своих сил пытается зацепиться за обломок, который может его спасти. Он будто бы на грани жизни и смерти. Именно этот обломок может спасти ему жизнь, осталось только взобраться на него. Моряки видят и осознают, что это не конец безумного шторма.

Море не собирается успокаиваться. И прямо сейчас может внезапно настигнуть новая страшная волна. Она с лёгкостью сбросит людей с их опоры. Но моряки не сдаются, они проявляют настоящую отвагу и мужество. Океан пенится, переливается зелёными оттенками. Шторм смог поднят со дна водоросли. Мрачность картины подчёркивает ту трагичность, которая изображена. Желтовато-розовые оттенки неба передают настроение полотна. А нависшие молниевы тучки ещё больше нагнетают, создавая ужасную обстановку. Кажется, что изображённая ситуация безысходна. Но хочется верить, что это не конец, и мужчины смогут спастись от такой бури.

4 станция – Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: «Что можно отнести к факторам успешного речевого развития дошкольника?»

Факторы успешного речевого развития

Памятка для педагогов

1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей как на занятиях, так и вне занятий.

2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.

3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.

6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений

4. Рефлексия.

 Вы сегодня хорошо поиграли. Как вы думаете, получился ли наш материал доступным, полезным и качественным?

Дерево знаний.

Участникам игры предлагается выбрать то обозначение, которое, по их мнению, дает характеристику полученных знаний и умений в процессе игры.

Плоды на дереве – игра прошла полезно, плодотворно.

Цветок – довольно неплохо.

Листики – не совсем удовлетворены качеством предоставленного материала.

 

Всем большое спасибо за работу!


Педагогический словарь

Развитие речи детей дошкольного возраста

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.

Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.

Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

Дикция – внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.

Артикуляция – положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть).

Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.

Речевой слух – способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию.

Чтение воспитателя – дословная передача текста.

Рассказывание воспитателя - более свободная передача текста (допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.)

Беседа по произведению – комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.

Театрализация художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) – разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал, рассказал воспитатель.

Игра - драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, или свободный пересказ текста (сюжетно – ролевая игра) .

Театрализованное представление – представление, в котором участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, при этом использующие театральные атрибуты (костюмы, декорации, куклы, игрушки и т. д.)