Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
2.1. Математический диктант
2.2. Восстановление закономерности
2.3. Решение примеров
5.1. Составление таблицы умножения
5.2. Работа по учебнику (правило)
5.3. Вычисление выражений
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь. 1.2. Проверка готовности к уроку -Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал. 1.3. Этический заряд - В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку | Фронтальная | Л1; Л2 |
2. Этап актуализации и фиксирование затруднений Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1 Математический диктант - Ребята, наш урок, мне бы хотелось начать с математического диктанта. - Обратите внимание слайд. -Вам нужно ответить на вопросы, ответ записывайте в строчку. 1. Замените сумму 23 + 23 + 23 + 23 + 23 произведением. 2. Замените произведение 42 • 2 суммой. Какое число повторяется слагаемым в произведении 56 • 33? Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 6? Замените произведение 11•3 суммой и найдите значение. Замените сумму 21+21+21+21 произведением. Что больше: 15+15+15 или 15•2? Запишите произведением предложение: число 5 повторяется слагаемым а раз. - А сейчас, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, всё ли выполнено верно. - Если нет ошибок, поставьте рядом +. Если были ошибки, то поставьте -. - Поднимите руку те, у кого всё правильно. - Молодцы. - Остальным я желаю быть внимательнее. 2.2 Восстановление закономерности - Найдите закономерность в каждой строке и продолжите ряд чисел: 6, 9, 12, 15, … 14, 21, 28, … 9, …, 27, …, 45, …, 54, …, 72, … 2.3. Решение примеров - Запишите выражения, замените умножением, если это возможно. Те выражения, которые нельзя заменить умножением - посчитайте 7+8+8+7= 17+13+4+4+4= 2+2+2+2+2= 9+6+6+6+6= 5+5= 1+2+3+4+4+1= 9+9+9+9+9+9+9+9+9+= -Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу? | 23*5 - 42+42 56 6 раз 11+11+11=33 21*4 15*3 5*а Взаимопроверка (на слайде) - В первой строке ответы таблицы умножения на 3. - Во второй – таблица на 7. - В третьей – таблица на 9. - мы можем заменить их умножением | Фронтальная Парная Индивидуальная | Л1; Л2; П1; П2; К1; К2 П2 Л2 К1 П2 Р2 К1 К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Проведение игры-соревнования - Я сейчас буду читать вам задачки, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом. Слушайте внимательно -У кати в альбоме 2 страницы по 9 наклеек на каждой. Сколько наклеек у Кати?. -1 наклейка стоит 2 р. Сколько нужно заплатить за 7 таких наклеек? -В автобусе 6 пар пассажиров. сколько билетов нужно продать кондуктору? -Учитель раздает карточки с заданиями. сколько карточек надо раздать, если всего 8 парт в кабинете, за каждой партой сидят по 2 ученика. -Какой множитель повторялся во всех задачах? - Как вы думаете, что можно сделать, чтобы быстро находить ответ в таких задачах? | -18 -14 -12 -16 -2 | Фронтальная, парная | Л1; Л2; П1; К1; К2; |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - С помощью чего мы смогли с вами решить все эти задачи? - Попытайтесь сформулировать тему и цель урока. Как вы думаете, какова она будет, если мы с вами работали с таблицей умножения на уроке - Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели | - С помощью т.у. Формулируют тему, цель, задачи урока - Мы будем решать примеры и задачи | Фронтальная | Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Составление таблицы умножения (Каждый ученик получает разлинованый листок: 3 столбца, 10 строк) - Нарисуйте в 1 столбике в 1 строке 2 круга. - Сколько раз повторяется по 2 круга? (1) - Какое выражение получится? (2*1) - Запишите выражение во второй столбик - В третий столбик запишите ответ (2) - Теперь нарисуйте еще 2 круга в первом столбике во 2 строке. Сколько всего кругов мы уже нарисовали?(2 раза по 2 круга) - Какой выражение получится? (2*2) - Запишите его во второй столбик - Вычислите ответ, запишите в третий столбик (4) (аналогично проделывается дальше) | 2*1 | 2 | | 2*2 | 4 | | 2*3 | 6 | | 2*4 | 8 | | 2*5 | 10 | | 2*6 | 12 | | 2*7 | 14 | | 2*8 | 16 | | 2*9 | 18 | | 2*10 | 20 | Физкультминутка Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 5.2. Работа по учебнику - Давайте все вместе составим таблицу умножения, прочитайте второй столбик, который получился в ваших карточках. - А теперь отройте свои учебники на странице 80-ой, рассмотрите рисунок, посмотрите на таблицу, которая находится в рамочке в учебнике. - Что вы можете о ней сказать? - Почему же тогда результат не изменился? - Прочитайте информацию, которая написана под рисунком и таблицей в учебнике. 5.3. Вычисление выражений - Посмотрите на задание под №1. В данном задании нам нужно вычислить значение выражения. - Какое первое действие мы будем выполнять? - Какое второе? - Кто желает проговорить первый пример? Второй? - Хорошо, первый вариант от окна запишет второй столбик примеров и решит его самостоятельно в тетради, а второй вариант будет работать над 3 столбиком. - Проверяем - Ребята, поднимите руки те, кто доволен своей скоростью вычислений - Ведь таблица умножения не всегда будет под рукой, скажите, что же нам нужно сделать в таком случае | (числа находятся на разных местах) (от перестановки множителей, результат произведения не изменится) (умножение) (сложение/вычитание) | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Л1; Л2; П1 П2 Р2 П2 К2 Р1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д | Устное вычисление задачи - Прочитайте задание под №2. Что мы узнаем, если 2 умножим на 3, на 5? - Что мы узнаем, если разделим 10 на 2. | ( сколько муки в 3 пакетах, в 5) (пакетов понадобится) | Фронтальная | Л1; Л2; П2 К1 Пр1 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельное вычисление - Взгляните на упр. №4, как вы думаете, что предлагается нам сделать в этом задании? - Чем мы будем пользоваться при выполнении этого задания? - Давайте попробуем решить первый пример. - Кто может объяснить его? - Кто может аналогично объяснить 2 пример? - Какие действия мы сначала будем выполнять в примерах из 2-го столбика? - Взгляните на 3 столбик, как мы будем выполнять вычисления там? - Выполните, пожалуйста, вычисления по вариантам, 1-й запишет в тетради 1-ю строку 2 и 3 столбика, а 2-ой вариант 2-ую строку 2 и 3 столбика. | (вычислить значения выражений) (таблицей умножения) (60 – 6 десятков. 6:6 = 1, т.е. 10 дес.) (в скобках) (мы будем вычитать по очереди) | Индивидуальная Фронтальная | К1; К2; П2; Л2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Работа на полях учебника - Взгляните на поля, что там изображено? - Сейчас я вам предлагаю взглянуть в упр. №5 и выяснить, зачем же автор учебника поместил на поля ягоды вишни. - Что же нам необходимо сделать? - Но не просто высчитать, а как мы должны это сделать? - Сколько ягод вишни на одной веточке? - Давайте высчитаем. - Сколько ягод вишни у нас получилось? | (вишня) (высчитать сколько ягод изображено на рисунке) (прибавляя по 2) | Фронтальная | К1; Р2; П2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Ребята, какую цель мы перед собой поставили в начале урока? - Достигли мы с вами этой цели? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какое задание запомнилось вам больше всего? - Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Домашнее задание: выучить таблицу умножения на 2, № 3 | Оценивают свою работу на уроке | Фронтальная. Индивидуальная | Л1; Л2 |