СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демонстрационный экзамен как форма проведения ГИА

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация статьи демонстрационный экзамен как форма проведения ГИА

Просмотр содержимого документа
«Демонстрационный экзамен как форма проведения ГИА»

377


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС КАК ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Е.Н. Жихарева,

преподаватель

ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»


Аннотация: основные ценности Ворлдскиллс – справедливость и актуальность, верность своим принципам, информационная открытость, партнерство и инновации. Стандарты Ворлдскиллс стоят на службе этих ценностей и не должны им противоречить. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс в качестве ГИА обеспечивает качественную подготовку кадров рабочих профессий. Система оценивания, в которой задействованы эксперты, представители от предприятий, а так-же критерии оценивания, позволяют максимально корректно и объективно оценить экзаменующегося.


Ключевые слова: демонстрационный экзамен, Ворлдскиллс Россия, ГИА, Молодые профессионалы.



Текст: Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» – официальный оператор международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров. В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» [6]. Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы» [3], в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия – форма ГИА выпускников по программам СПО образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает: моделирование реальных производственных ситуаций; независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий; определения уровня знаний, умений и навыков в соответствии с международными требованиями[5]. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

Внедрение демонстрационного экзамена охватывает все регионы России, и задания по компетенции одинаковые, кроме вариативной части. Все Центры Проведения Демонстрационного Экзамена (ЦПДЭ) оснащены в соответствии с инфраструктурным листом, что обеспечивает единство стандарта подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами. Задания для демонстрационного экзамена разрабатывают на основе конкурсных заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» предыдущего или соответствующего года или международных чемпионатов Ворлдскиллс [5]. Задание сопровождается разработаной системой оценок (критерии оценивания), критерии так-же разделены на модули в соответствии с заданиям. Оценивание состоит из объективных (бинарных) и судейских оценок - в соответствии с критериями оценивания по модулю. Оснащение ЦПДЭ в соответствии с инфраструктурным листом - на базе учреждений СПО позволяет вывести процесс обучения на современный международный уровень - в соответствии с мировыми стандартами и стандартами Ворлдскиллс, что положительно влияет на качество подготовки кадров рабочих профессий.

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена, получают возможность:

  • одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

  • подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями, и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;

  • одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия – Паспорт компетенций (Skills Passport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций, вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которой предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена – это:

  • возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ;

  • объективно оценить материально-техническую базу;

  • оценить уровень квалификации преподавательского состава;

  • возможность определения точек роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда.

Предприятия получают доступ к единой базе участников движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена, и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала[1].

В результате сравнения форм проведения ГИА мы видим, что при выполнении заданий различных модулей демонстрационного экзамена экзаменующийся показывает свои профессиональные навыки и умения, полученные в результате обучения, а экспертная группа производит оценивание. В результате прохождения демонстрационного экзамена участник получает Skills Passport, в котором в виде диаграммы отражено количество баллов в соответствии с модулем.

В то же время ГИА в виде выпускной квалификационной работы не может отразить профессиональные навыки и умения, диплом не является сертификатом международного образца.

Таким образом, в результате выполнения модулей Демонстрационного экзамена видна полная картина овладения профессиональными компетенциями экзаменующегося, а так-же качество подготовки, работы мастера производственного обучения, соответствие стандартам Ворлдскиллс.


Список литературы

  1. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия: Общая информация. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html

  2. О внесении изменений в приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 1 апреля 2019 года № Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена": Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.04.2020 года № Р-36 [Электронный ресурс]. URL: https://esat.worldskills.ru/regulations

  3. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: Распоряжение правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_176010/

  4. Об образовании в Белгородской области: Закон Белгородской области от 31.10.2014 № 314 (принят Белгородской областной Думой 23.10.2014). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.

  5. Об утверждении Методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия: Приказ Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" от 31.01.2019 года № 31.01.2019-1 (ред. от 31.05.19) [Электронный ресурс]. URL: https://esat.worldskills.ru/regulations

  6. Перечень поручений по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству: Приказ – 2582 от 29.12.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682