Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по обществознанию в 9 классе
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по обществознанию в 9 классе
1. Назначение итоговой диагностической работы
Итоговая диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания курса обществознания по программе 9 класса в соответствии ФГОС и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. Отработка умений заполнения бланков ОГЭ.
2. Документы, определяющие содержание и характеристики
итоговой диагностической работы
Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе следующих документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (с последующими изменениями);
4. О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Министерства образования и науки России от 17.04.2000 г. № 1122);
5. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (Приложение № 5 к приказу от 30.03.2018 г. № 91).
Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.
3. Условия проведения диагностической работы.
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение технологии независимой диагностики. Работа выполняется на бланках ОГЭ по обществознанию.
Дополнительные материалы не используются.
Ответы на задания учащиеся записывают в бланке ответов итоговой диагностической работы.
4. Время выполнения итоговой диагностической работы.
На выполнение итоговой диагностической работы отводится 40 минут.
5. Содержание и структура итоговой диагностической работы.
Работа охватывает содержание курса обществознания за 9 класс.
Каждый вариант диагностической работы состоит из 18 заданий:
10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных; 4 задания с кратким ответом, они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания; 4 задания с развернутым ответом.
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня и высокого уровня сложности.
Содержание работы охватывает основной материал по обществознанию, изученный в 9 классе в соответствии ФГОС.
6. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше документов, и содержат требования, как к составу обществоведческих знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:
целей обществоведческого образования в основной школе;
специфики курса обществознание основной школы:
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент обществоведческого образования.
7. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Задания нацелены преимущественно на проверку знаний по разделам «Политика», «Право».
8. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К базовому уровню сложности относятся задания 1,2,4,5,6,8,9,12,16;
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 3,7,10,11,13,14,15,17.
К высокому уровню сложности относятся задания, при выполнении которых учащиеся производят частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 18.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 9 (50%) | 11 (46%) |
Повышенный | 8 (44%) | 10 (42%) |
Высокий | 1 (6%) | 3 (12%) |
Итого | 18 (100%) | 24 (100%) |
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания с выбором ответа 1-10, выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным. Задания 11,13,14 оцениваются в 1 балл в соответствии со специальными критериями оценивания.
Задание 12 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания 15-17 оцениваются 2 баллами, задание 18 – 3 балла в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по максимальной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-7 (0-29%) | 8-14 (33 -61%) | 15-19 (63-79%) | 20-24 (83-100%) |
Приложение
Обобщенный план варианта по обществознанию
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
№ п/п | Проверяемые элементы содержания | Номер задания | Уровень сложности задания | Макси-мальный балл за выпол-нение задания |
Часть 1 |
1 | Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство | 1 | Б | 1 |
2 | Сфера политики и социального управления (задание на обращение к социальным реалиям) | 2 | Б | 1 |
3 | Сфера политики и социального управления (задание на анализ двух суждений) | 3 | П | 1 |
4 | Право, его роль в жизни общества и государства; норма права; нормативный правовой акт; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической ответственности; административные правоотношения, правонарушения и наказания; основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность несовершеннолетних | 4 | Б | 1 |
5 | Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя Российской Федерации; федеративное устройство Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации; правоохранительные органы; судебная система; взаимоотношения органов государственной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии; конституционные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 5 | Б | 1 |
6 | Понятие правоотношений, право на труд и трудовые правоотношения, трудоустройство несовершеннолетних, семейные правоотношения, права и обязанности родителей и детей, гражданские правоотношения, права собственности, права потребителей (задание на обращение к социальным реалиям) | 6 | Б | 1 |
7 | Право (задание на анализ двух суждений) | 7 | П | 1 |
8 | Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство | 8 | Б | 1 |
9 | Сфера политики и социального управления (задание на обращение к социальным реалиям) | 9 | Б | 1 |
10 | Сфера политики и социального управления (задание на анализ двух суждений) | 10 | П | 1 |
11 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на сравнение) | 11 | П | 1 |
12 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задание на установление соответствия) | 12 | Б | 2 |
13 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка) | 13 | П | 1 |
14 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка) | 14 | П | 1 |
Часть 2 |
15 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | 15 | П | 2 |
16 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | 16 | Б | 2 |
17 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | 17 | П | 2 |
18 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано проверяемое умение (задания на анализ источников) | 18 | В | 3 |
Демонстрационный вариант
итоговой диагностической работы по обществознанию
9 класс
Инструкция по выполнению работы
Итоговая диагностическая работа состоит из двух частей, включающих в себя 18 заданий. Часть 1 содержит 14 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение диагностической работы по обществознанию отводится 40 минут.
Ответы к заданиям 1-10 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в бланк ответов № 1.
Ответом к заданиям 11-14 является последовательность цифр. Ответ запишите в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В случае записи неверного ответа, запишите правильный ответ в поле «замена ошибочных ответов».
Часть 2 включает в себя текст и 4 задания к нему (задания 15–18). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2.
Все бланки ОГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Итоговая диагностическая работа по обществознанию
(в соответствии ФГОС)
9 КЛАСС
Часть 1
Ответом к заданиям 1–10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. |
Государственную власть осуществляет
1) ректор университета 2) председатель правительства | 3) лидер оппозиционной партии 4) председатель центрального банка |
В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) федерация 2) абсолютная монархия | 3) унитарное государство 4) республика |
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.
1) верно только А 2) верно только Б | 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой государства 2) регулируют поведение людей | 3) опираются на силу общественного мнения 4) содержат образцы поведения |
В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ
1) принимает законы 2) разрешает правовые споры | 3) утверждает изменения границ между субъектами РФ 4) осуществляет управление федеральной собственностью |
Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества
1) владеть 2) распоряжаться | 3) пользоваться 4) наследовать |
Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) верно только А 2) верно только Б | 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
Что понимается под формой правления государства?
1) организация высших органов власти 2) политический режим | 3) распределение власти по территории страны 4) политическая система |
Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z —
1) политическая партия 2) профессиональный союз | 3) гражданское общество 4) государство |
Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?
А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.
Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б | 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
Ответом к заданиям 11 и 12 является последовательность цифр. Запишите ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь | ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания
13 и 14.
В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли опрошенных обеих стран считают, что для страны важнее всего развитие новых технологий.
2) Равные доли опрошенных страны Y считают, что для страны важнее всего развитие технологий и решение социальных проблем.
3) Доля тех, кто считает, что для страны важнее всего обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений, больше среди жителей страны Y, чем среди жителей страны Z.
4) Жители страны Z считают, что для страны развитие культуры, нравственное совершенствование общества важнее, чем обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений.
5) Большинство жителей страны Y затруднились ответить на поставленный вопрос.
Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Девушки в большей степени готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности экологической организации.
2) Равные доли опрошенных девушек готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности профессиональных объединений.
3) Доля тех, кто не готов безвозмездно принимать участие в деятельности ни одной общественной организации, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Юноши в большей мере готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности политической партии.
5) Равные доли юношей готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности экологических организаций.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (15–18) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (15, 16 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
Прочитайте текст и выполните задания 15-18. |
В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.
Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.
Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.
Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.
Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.
Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?
Какие четыре функции парламента выделяет автор?
Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?
Система оценивания итоговой диагностической работы по обществознанию 9 класс
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1, кроме задания 12, ставится 1 балл. Задание 12 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Номер задания | Правильный ответ |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 2 |
7 | 2 |
8 | 1 |
9 | 1 |
10 | 3 |
11 | 1234 |
12 | 31121 |
13 | 123 |
14 | 34 |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.
Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.
Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.
Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.
Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.
Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) что такое референдум; 2) парламент и его функции. Возможно дополнительное дробление смыслового раздела о функциях парламента, составление сложного плана фрагмента. | |
Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание | 2 |
Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия частей соответствуют их содержанию | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Называются такие пути: 1) народный референдум; 2) избрание своих представителей для создания и принятия законов. Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Названы два пути | 2 |
Назван один путь | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какие четыре функции парламента выделяет автор?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть названы следующие функции: 1) законодательная; 2) участие в формировании исполнительных органов власти; 3) политический контроль и привлечение к ответственности; 4) обеспечение политической гласности. Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Названы четыре функции | 2 |
Названы две-три функции | 1 |
Названа одна функция, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Ответ на первый вопрос: главной функцией парламента является законодательная; 2) пример, допустим: принятие Государственной Думой закона “Об образовании”; Может быть приведен любой другой пример. 3) Ответ на второй вопрос, например: правительство не может осуществлять законодательную функцию (хотя имеет право законодательной инициативы). | |
Правильно указана главная функция, приведен пример, дан отрицательный ответ на второй вопрос | 3 |
Правильно указана главная функция, приведен пример ИЛИ правильно указана главная функция, дан отрицательный ответ на второй вопрос | 2 |
Правильно указана главная функция | 1 |
Неверно указана главная функция при любом количестве других элементов, ИЛИ не указана главная функция при любом количестве других элементов, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 3 |