СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День единого текста. Урок русского языка. (Монумент "Вечный огонь")

Нажмите, чтобы узнать подробности

День единого текста – это одна из технологий смыслового чтения как механизма формирования читательской грамотности. ...80 летию Победы почсвящается

Просмотр содержимого документа
«День единого текста. Урок русского языка. (Монумент "Вечный огонь")»

План – конспект урока по русскому языку, проводимого в рамках Дня единого текста


Составитель:

Шахрова В.И., учитель начальных классов средней школы № 29 г. Ярославля



Тема урока: Анализ слова, его значение, роль в предложении

Ход урока



Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Какой знаменательный день у вас сегодня!

Герой никогда не умрёт — он вечно в народе живёт.

-Прочитайте

-Что вы прочитали?

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Храбрые и самоотверженные люди остаются в памяти народа на долгие годы. Память о героях становится связующим звеном между поколениями, учит быть достойными их подвига и вдохновляет на добрые дела.



-Храбрые и самоотверженные люди остаются в памяти народа на долгие годы. Память о героях становится связующим звеном между поколениями, учит быть достойными их подвига и вдохновляет на добрые дела.

2. Словарная работа

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

-Как называется это стихотворение?

-Кто автор?

-О ком это стихотворение?

-Кого можно назвать героем?

- Запишите слово ГЕРОЙ

- Объясните значение этого слова.

- Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

-Проверим ваши предположении в толковом словаре Ожегова.



























- Кто может быть героем?

(воин-герой, герой труда, город-герой, крепость-герой)

- Подберите к этому слову синонимы

- Храбрец, удалец, смельчак….

- Подберите к этому слову антоним

- Трус

- Подберите, к слову, однокоренные слова.

герой (это человек, совершающий подвиги)

героический

героизм (поступок, достойный похвалы и уважения)

геройский












-Рассказ о неизвестном герое

-С.Я.Маршак




Толковый словарь Ожегова.

ГЕРО́Й, -я, м.

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герой труда.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. кого (чего). Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Герой дня.

• Герой Советского Союза почётное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм.

Герой Социалистического Труда почётное звание, присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры.

Город-герой - почётное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной войны.

Крепость-герой - почётное звание, присвоенное Брестской крепости.

| ж. героиня, -и.

• Мать-героиня почётное звание, присваивавшееся женщине-матери, воспитавшей не менее 10 детей.


-воин-герой, герой труда, город-герой, крепость-герой

- Храбрец, удалец, смельчак….


-трус

герой (это человек, совершающий подвиги)

героический

героизм (поступок, достойный похвалы и уважения)

геройский

3.Повторение

-Какими бывают предложения по цели высказывания?

-Какими бывают предложения по интонации?

-Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

-На какие две группы делятся все части речи?

-Какие части речи относятся к служебным частям речи?

-Какие части речи относятся к самостоятельным частям речи?


-Повествовательные, вопросительные, побудительные

-Восклицательные и невосклицательные

-Распространённые и нераспространённые

-Самостоятельные и служебные

-Союз, предлоги, глаголы

-Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол


4.Знакомство с содержанием текста

- Прочитайте текст

М..л..дые ярославцы Николай и Зоя летом 1941 года закончили среднюю школу. Всю светлую ноч? на 22 июня они вместе с друз?ями-одн..классниками гуляли по набережной. Они встр..чали рассвет над Волгой, мечтали о том, как будут дальше учи[ца], работать, путешествовать. Утром они услыш..ли слов.. «война». Счастливая жизнь ре..ко изм..нил..сь. Николай посп..шил в военкомат, и вскоре был взят в армию. Зоя пошла работать на шинный заво... Перед расставанием м.л.дые люди сфотографировались. Николай и Зоя погибли. Фотографии разорвались от осколка и пули.

У Николая и Валентины (не)осталось ни детей, ни внуков, ни правнуков. Их фотографии (не)попали ни в семейный альбом, ни в рамочку. Они были безжалос?но разорваны войной.


-Какая главная мысль?

-Как можно озаглавить этот текст. Запишите название.




















-Война разделила жизнь люде до и после, разлучила семьи

-Разорванная фотография, разорванная жизнь

5.Чтение текста и его анализ

- Можно ли назвать юношу и девушку героями?

-С каким памятным местом в Ярославле связана эта трагическая история?

Из одного металла льют

Медаль за бой, медаль за труд...

-Кому посвящен монумент «Вечный огонь»?

-Кто приближал победу над врагом?

-Молодые люди были героями

-Монумент «Вечный огонь»




-Всем погибшим воинам

-Всем труженикам тыла

6.Физкультминутка

-


7. Разбор орфограмм в тексте

-Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Там, где можно подберите проверочные слова.

м..л..дые

ноч?

с друз?ями-одн..классниками

встр..чали

учи[ца]

услыш..ли

слов..

ре..ко

изм..нил..сь

посп..шил

заво...

(не)осталось

(не)попали

безжалос?но


8. Анализ предложения

- Назовите имена числительные, которые встретились в тексте.

-Найдите имена прилагательные, надпишите над ними морфологические признаки.

-Что можно указать над именами прилагательными?

-От какой части речи это зависит?

-Выделите окончания у имен прилагательных.

-Во втором абзаце найдите глаголы.

-Надпишите над ними морфологические признаки.

- Что можно указать над глаголами?

-Найдите предложение, в котором говорится о том, что сделали молодые люди перед расставанием.

Перед расставанием молодые люди сфотографировались.

-Дайте характеристику этому предложению.

-Укажите над словами название частей речи.






-Число, род, падеж

-О имени существительного.



-Время, число, род




Перед расставанием молодые люди сфотографировались. (пов., невоскл,.распр.

9. Анализ частей речи

-Выполни анализ подчёркнутых слов.

Перед расставанием молодые люди сфотографировались.


9. Рефлексия

- Оцените урок. На первой шкале оцените тему урока, понравилось ли вам материал урока.

-На второй шкале оцените свою работу на уроке.





Приложение

Из одного металла льют
                Медаль за бой, медаль за труд...
                Алексей Недогонов.

Эти прекрасные слова в полной мере относятся к памятнику защитникам Отечества, который был установлен в 1968 году в центре города Ярославля, на площади Челюскинцев.

В первые месяцы войны из города Ярославля ушло на фронт более 100000 человек, в основном добровольно. Вернулось из этих 100000 менее 300 человек.

Всего за годы войны из Ярославля и области было мобилизовано и ушло на фронт более 500000 человек. До сих пор достоверно неизвестно точное число вернувшихся и погибших. Есть в списках и те, кто пропал без вести.

Более 220 ярославцев стали Героями Советского Союза.

В Ярославле была сформирована 234-я Ярославская коммунистическая дивизия, участники которой в ходе боевых действий зарекомендовали себя как мужественные, смелые и отважные бойцы.

Долгое время Ярославль считался прифронтовым городом, сюда привозили лечиться раненых бойцов. В городе в годы войны было 55 госпиталей. Для размещения раненых солдат использовались все имевшиеся тогда школы: 57, 36, 1, 4 и т.д.

Все предприятия города обязательно выполняли военные заказы, делали снаряды, патроны, военное снаряжение для фронта. Так, например, моторный завод, который тогда назывался Ярославским автозаводом, помимо того что делал грузовики и их запчасти для фронта, изготовлял несколько видов снарядов. Именно на этом заводе было развёрнуто большое танкоремонтное производство. Почти ежедневно на завод привозили 20 и более платформ с подбитыми танками. Через сутки эти платформы уезжали с завода на фронт, танки шли снова в бой.

29 октября 1968 года был открыт памятник-монумент «Вечный огонь», в котором сочетается подвиг солдат-Ярославцев и трудовой подвиг в годы той войны.


Монумент «Вечный огонь» — памятник в Ярославле в честь боевой и трудовой славы ярославцев в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Расположен в историческом центре города на площади Челюскинцев.

Описание

Представляет собой две прямоугольные стелы из серого гранита с барельефными изображениями солдата и женщины, с высеченными надписями «Слава воинам-героям» и «Слава героям труда». Между стелами расположен вечный огонь. Авторы — архитектор Григорий Захаров, скульптор Лев Кербель.

Перед монументом по проекту архитектора В. Ф. Марова устроена площадь, вымощенная плиткой и украшенная газонами и цветниками.

Памятник является одним из основных объектов, посещаемых ярославскими молодожёнами.

Торжественное открытие монумента состоялось 29 октября 1968 года. Огонь зажжён первым секретарём Ярославского обкома КПСС Ф. И. Лощенковым факелом, зажжённым от огня на Могиле Неизвестного Солдата в Москве и привезённым в Ярославль делегацией, состоящей из генерала армии П. И. Батова, завкафедрой физвоспитания ЯТИ Ю. И. Сироткина, секретаря партийного бюро вагоноремонтного завода В. А. Чаенкова, бывшего комполка Ярославской дивизии В. И. Малкова, бригадира кузнецов ЯМЗ В. П. Комарова, начальник экскаваторной колонны ЯМЗ И. Ф. Коппалов, завотделом пропаганды и агитации горкома КПСС Г. Ф. Степанова и зампредседателя горисполкома С. И. Киселёва.

Легенда

Николай и девушка Зоя признались друг другу в любви. Это было 22.06.1941 года. В это утро началась война. Он уходит на фронт, она устраивается на шинный завод в Ярославле. Перед тем как эшелон отправился, Николай отпросился, попрощаться с Зоей и они сфотографировались. Фото положили в карманы около сердца и разошлись. Но больше не встретились. Когда немцы бомбили Ярославский мост и сам Ярославль, осколок попал Зое в сердце и разорвал фото пополам, а в это время на фронте то же происходит и с Николаем и его фото разрывается на кусочки. Вот такая грустная легенда про двух влюблённых.

Эта легенда вдохновила авторов памятника архитектора Г. А. Захарова и скульптора Л. Е. Кербеля на создание в Ярославле памятника в честь защитников Родины и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Установлен монумент на площади Челюскинцев в историческом центре Ярославля.

М..л..дые ярославцы Николай и Зоя летом 1941 года закончили среднюю школу. Всю светлую ноч? на 22 июня они вместе с друз?ями-одн..классниками гуляли по набережной. Они встр..чали рассвет над Волгой, мечтали о том, как будут дальше учи[ца], работать, путешествовать. Утром они услыш..ли слов.. «война». Жизнь ре..ко изм..нил..сь. Николай посп..шил в военкомат, и вскоре был взят в армию. Зоя пошла работать на шинный заво... Перед расставанием м.л.дые люди сфотографировались. Николай и Зоя погибли. Фотографии разорвались от осколка и пули.

У Николая и Валентины (не)осталось ни детей, ни внуков, ни правнуков. Их фотографии (не)попали ни в семейный альбом, ни в рамочку. Они были безжалос?но разорваны войной.


м..л..дые

ноч?

с друз?ями-одн..классниками

встр..чали

учи[ца]

услыш..ли

слов..

ре..ко

изм..нил..сь

посп..шил

заво...

(не)осталось

(не)попали

безжалос?но