СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День экологических знаний

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия : расширение кругозора обучающихся  в области экологии и экологической безопасности.

Задачи:

  • формирование мировоззрения,  осознание учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.
  • привлечение внимания обучающихся к вопросам сохранения окружающей среды.

 

 

Просмотр содержимого документа
«День экологических знаний»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

664078, г.Иркутск, м/р-н Зелёный; тел./факс: 37-16-24















«15 апреля - День экологических знаний»

(методическая разработка общешкольного мероприятия)

Мероприятие проводится с мультимедийной поддержкой











Разработчик:

Ковалева Наталия Александровна,

учитель биологии высшей квалификационной категории



г. Иркутск

Цель: расширение кругозора обучающихся в области экологии и экологической безопасности.


Задачи:

  • формирование мировоззрения, осознание учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.

  • привлечение внимания обучающихся к вопросам сохранения окружающей среды.





Ведущий.

Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас сегодня в нашем зале!


Часто мы не ценим того, что нам подарено судьбой, принимаем как должное.

Сейчас я говорю о великом счастье жить на планете Земля, любоваться её природой, восхищаться её красотой. Природа даёт человеку питание.Ветер, солнце, лес и вода доставляют нам общую радость. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей.

От состояния Земли, её природных недр зависит жизнь человека. Многое нам даёт Земля.

А что для неё делаем мы? Только пользуемся её богатствами, любуемся её красотой?

Это неправильно. Земля нуждается в защите, ей нужно помогать, оберегать от бед. И мы, люди, должны делать всё, что в наших силах.





Ученик 1

Сегодня, 15 апреля, праздник - День экологических знаний. В 1992 году в Рио-Де-Жанейро состоялась конференция ООН, в рамках которой участниками обсуждались основные проблемы окружающей среды. Тогда и был сделан акцент на важности экологического образования. Кто-то из участников конференции выдвинул идею об учреждении Дня экологических знаний, проведение которого имело бы мировые масштабы. Эту инициативу восприняли с воодушевлением и энтузиазмом и с тех пор 15 апреля значится в реестре общественно-значимых праздников.

 В нашу страну день экологических знаний пришел лишь спустя 4 года после своего возникновения. Задача этого дня заключается в продвижении экологических знаний в массы, формировании и развитии экологической культуры у населения страны, информировании жителей государства о положении дел в сфере экологической безопасности.


Ученик 2


Но давайте в общих чертах ознакомимся с основными аспектами сферы знаний, которая, собственно, и дает повод проводить ежегодно 15 апреля День экологических знаний по всему миру, в том числе в нашей стране. В переводе с греческого слово «экология» означает буквально «учение о доме» (oikos — дом, убежище, logos - учение, наука). Данный термин в обиход ввел биолог-немец Эрнст Геккель в 1866 году. Ученый видел предмет изучения экологии в исследовании многообразия взаимоотношений человека с компонентами окружающей его среды — как органическими, так и неорганическими. Постепенно данное понятие обзавелось другими смысловыми оттенками. В итоге современная интерпретация экологии как учения звучит следующим образом: экология является наукой, изучающей взаимоотношения организмов друг с другом и непосредственно с окружающей средой. В задачи экологии входит:

  • систематизация практического и теоретического материала, имеющего экологический характер, сведение разрозненной информации воедино;

  • научное прогнозирование изменений, происходящих в природе, которые спровоцированы воздействием на естественную среду человеческой деятельностью;

  • обеспечение развития заповедного дела, а также восстановления биосистем, имеющих внутренние нарушения.

Ученик 3


Но зачем нужны экологические знания? Вопрос, можно сказать, злободневный, ведь сегодня мы все чаще наблюдаем наплевательское отношение населения планеты к природе. Это касается не только крупных корпораций, занимающихся непосредственным использованием в личных или общественных целях природных ресурсов в пугающих масштабах, но и каждого человека в отдельности. Ведь, посудите сами: мы устраиваем пикники, выезжая на природу, и после себя оставляем горы синтетического мусора; срываем, гуляя по лесу или лугу, цветы, собираем травы, часто вырывая их прямо с корнями, совершенно не задумываясь о том, что таким образом лишаем растения способности воспроизводства; убиваем зайцев, лис, диких уток не ради желания утолить голод, а ради забавы...

Примеров потребительского, бездумного отношения к окружающей среде человека можно привести бесчисленное множество. И происходит это не только по причине отсутствия у граждан совести, но и вследствие недостаточно высокого уровня экологической образованности и культуры. Овладев же в должной мере экологическими знаниями, индивидуум в силах совершать целенаправленные изменения окружающей среды с одновременным сохранением единства природы и человечества.



Ученик 4

Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству, всей планете. Я познакомлю вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что сегодня наша природа стоит на пороге экологической катастрофы.


1. Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.

2. С 1960 по 1988 г. Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в пустыню. С её поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и Тянь-Шаня.

3. Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. Исчезло 36 млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.

4. Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.

5. За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.

6. В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 миллионов тонн промышленных стоков.

7. . Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.


Ведущий:

Ребята, вы познакомились с некоторыми материалами нынешнего экологического состояния нашей планеты Земля. Предлагаю вам обсудить три вопроса.


Первый вопрос: «Человек – часть природы или её властелин?»


Второй вопрос: «Согласны ли вы, что планете Земля угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество её предотвратить?».


И третий вопрос: «Экологическая грамотность и экологическая культура, как вы понимаете, что это такое?»



А для этого мы с вами проведем мини – соревнования, для чего нам понадобится две команды , которые должны представить себя.


Этап 1. Путешествие по царствам Флоры и Фауны (какая команда быстрей) 


Вопросы:

1. Коллекция засушенных растений – это ... (гербарий)

2. Кто был серый, а стал белый? (заяц)

3. Самая быстроногая птица? (страус)

4. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)

5. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (клест)

6. Чем питаются журавли и цапли? (лягушками)

7. Сколько ног у жука? (шесть)

8. Что ест зимой еж? (он в спячке)

9. Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных? (мухомор)



Этап 2. Найди лишнее слово. (Команды получают карточки, в которых написаны по три слова. Нужно вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему. 

1. Камбала, карась, щука.

2. Сирень, жасмин, рябина.

3. Корень, букет, листья.

4. Трава, земля, воздух.

5. Дрозд, воробей, соловей.

6. Бегемот, морж, тюлень.

7. Венера, Земля, луна.

8. Креветка, чайка, медуза.

9. Кузнечик, шмель, полевка.


Этап 3. «Что мы выбрасываем» (блиц-опрос). 

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

  1. Пластмасса (правильный  ответ).

  2. Стекло.

  3. Металл.

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:                

  1. Рассортировать.

  2. Собрать в одном месте.

  3. Раскрошить.

  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:                

  1. Компостировать.

  2. Сжечь при специальных условиях.                                       

  3. Переплавить.

  4. Первоочередная забота при выборе свалки:

  5. Защита поверхности земли и грунтовых вод.

  6. Ограждение места свалки.

  7. Укомплектование соответствующей техникой. 

  1.  Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.

  2. На  близлежащие регионы.

  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение  «увидело свет».                                                                                                      

  1. Самая страшная «добавка» к воде:

  1. Бытовой  мусор.

  2. Пестициды.

  3. Минеральные удобрения.

  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно  рассеивают в окружающую среду:

  1. Газы.

  2. Жидкости.                                                                                           

  3. Твердые вещества.                                                                                                  

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет.

  2. 50 лет.

  3. 100 лет и более.

  1. Поступление в среду обитания вредных  веществ приводит к нарушению функционирования экологических   систем, называют:

  1. Загрязнением.

  2. Экологическим кризисом.  

  3. Интродукцией.

  1. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

  1. 1-2 года.

  2. 5-8 лет.

  3. 20 и более.

  1. Гарбология это...

  1. наука о доме;

  2. наука о почве;

  3. наука о мусоре.

  1. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим                                   

количеством отходов,  попадающих в  окружающую среду:

  1. Их захоронение.

  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

  3. Рециркуляция (повторное использование отходов).



Этап 4. «Если вдруг…»

Дается начало  ситуаций, а участники продолжают.

1) Если вдруг люди уничтожат все цветы  на Земле... (погибнут многие насекомые… не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека).

2) Если вдруг на городских пляжах перестанут убирать территорию …(неприятно отдыхать среди мусора, будет рассадник инфекции, можно пораниться о стеклянные бутылки. просто неприятно отдыхать будет)

3) Если вдруг вырубят все леса на земле …(не будет грибов, ягод, зверей и птиц, им негде будет жить и нечего есть. Негде будет погулять, полюбоваться природой).

4) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…(грязный мусор, особенно пластиковые бутылки и пакеты покроют всю землю и погибнут растения).

5) Уберут из дворов мусорные  баки…(дворы превратится в большую свалку, негде будет погулять людям, детям негде будет играть).


Подведение итогов.

Так все таки (вопросы, поставленные в начале соревнований):

«Человек – часть природы или её властелин?»

«Согласны ли вы, что планете Земля угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество её предотвратить?».

«Экологическая грамотность и экологическая культура, как вы понимаете, что это такое?»



Чтение стихотворения:


  1. Чтец. Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава - океан.

Где вся природа поймана в капкан.

Где места нет ни аисту, ни льву

Где стонут травы: больше не могу!


  1. Чтец. Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!



Ведущий:

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна.  Дорогие ребята! Все начинается с малого. С нашего отношения ко всему, что нас окружает. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.





Использованные источники:



 http://www.gogolevka.ru/kollegam/nashi- razrabotki/scenarii/ekologicheskiy_vecherэкологический вечер для старшеклассников «Брось природе спасательный круг»


http://gigabaza.ru/doc/108872.html - экологическое путешествие «Дом под крышей голубой»

http://festival.1september.ru/articles/412109/ - внеклассное мероприятие «Прощай,XX век!»


 http://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-vneklasnyh-meroprijatii/vneklasnoe-meroprijatie-po-yekologi-v-6-7-klase.html - внеклассное занятие «Земля – наш общий дом»


http://www.bibliogorod.ru/download/metodistu-na-zametku/ekologicheskoe-assorti.pdf - сборник методических материалов «Экологическое ассорти»


http://festival.1september.ru/articles/210274/ - «Береги свою планету»


http://festival.1september.ru/articles/210380/ - эко-вечер для старшеклассников «Это твоя Земля»

http://www.openclass.ru/wiki-lessons/81944 - урок-игра «Свалка по имени Земля»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!