Воспитательский час: «День Конституции РФ» (25 лет)
Цели:
познакомить детей с историей праздника, воспитывать бережное отношение к символике РФ.
обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .
Ход воспитательского часа
- Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА».
(На доске написано слово Родина, к каждой букве учитель прикрепляет соответствующую табличку.)
Например:
Р - родной
О - отважный
Д - добрый
И - интересный
Н - надёжный
А - активный
- Ребята давайте с вами соберем пословицы о Родине.
1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Всякому мила своя сторона.
Где родился, там и пригодился.
Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
- Ребята, мы с вами живём в огромной и необъятной стране.
- Как называется наша страна?
Внимание! Всем встать! Звучит Гимн России!
Учащиеся поют гимн России
Россия – священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
Как зовут нашего президента?
12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник. Какой это праздник?
День Конституции РФ – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря. Именно в этот день 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ.
Что такое Конституция? Давайте обратимся к словарю.
Ученик читает из словаря.
Конституция – это основной закон государства. В нём написаны правила, по которым живут все жители России и мы с вами тоже (слайд 4).
Учитель держит в руках Конституцию РФ. (слайд 5).
В ней 2 раздела, 9 глав, 137 статей. (слайд 6).
Какие символы России вы можете назвать? Государственные символы России – это флаг, герб, гимн.
Что представляет собой государственный флаг? Форма?
Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?
Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?
1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.
2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.
3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
Следующий символ – это гимн (слайд 8).
Гимн – это торжественная песня в честь государства.
Музыка – Георгия Александрова.
Текст – Сергея Михалкова.
Какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ?
Где мы можем услышать гимн?
Следующий символ – это герб.
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства.
Кто расскажет, как выглядит герб?
Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой.
В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающим серебряным копьём чёрного дракона.
Где можно увидеть герб?
Права, свободы, обязанности граждан РФ
Во второй главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Беседа: Разведение понятий «права» и «обязанности»
Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения/
Какая самая главная обязанность у вас в семье? А у папы?
А какие обязанности у учеников?
А откуда вы это знаете? /Устав школы/ (слайд №10)
Какие мы имеем права? (слайд 11)
По Конституции нашей страны мы имеем право:
– на жизнь;
– выбирать профессию;
– на отдых;
– на жильё;
– медицинскую помощь;
– на образование;
– на личную неприкосновенность;
– иметь имущество в собственность.
Какие свободы есть у гражданина нашего государства? (слайд 12)
Свобода:
– слова;
– вероисповедания;
– совести;
– мысли;
– массовой информации;
– литературного, художественного, научного преподавания.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
«Живи по закону, поступай по совести»
Сегодня мы познакомились с главным законом РФ – Конституцией. Теперь вы знаете, какие права, обязанности, свободы имеем мы, как граждане Российской Федерации.